Пространство детской реализации
2022-Май-06, 15:43

Пространство детской реализации – это одно из новейших открытий дошкольной педагогики, нацеленное на формирование личности ребенка и развитие таких необходимых в современном мире качеств, как инициативность, креативность, нацеленность на достижение инновационного результата, необходимого окружающим людям и обществу.

Об этой технологии говорил Н.Е. Веракса на X Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста».

«Пространство детской реализации» в научном контексте – это понятие, которое дополняет термин Выготского «зона ближайшего развития». Есть две формы развития: одна связана с освоением достижений культуры и проходит через обучение, а другая – с созданием новых форм культуры, то есть с творчеством. В зоне ближайшего развития ребенок с помощью взрослого осваивает культурные образцы, что приводит к формированию высшей психической деятельности. Используемые для этого средства – это те достижения культуры, которые уже сложились. В каком-то смысле это ориентация на прошлое. А творчество, даже по мнению Выготского, – это деятельность, направленная на создание нового, того, чего еще нет, а значит – ориентация на будущее. Когда ребенок рождается, его миссия – создание будущего. В то же время сама система образования ориентирует детей на достижения прошлого. Конечно, их осваивать надо, но ребенок должен получить именно опыт построения будущего. В чем он заключается? В создании чего-то нового, небывалого, что потом трансформируется в настоящее. Опыт создания нового произведения, которое переходит в настоящее и начинает функционировать в культуре, у детей отсутствует. Однако очень важно, чтобы ребенок прочувствовал всю красоту и пережил весь процесс создания будущего – от идеи до реализации и закрепления в настоящем. Вот так и формируется концепт «пространство детской реализации». Если его сравнить с «зоной ближайшего развития» Выготского, то в первом случае ребенок создает будущее, а во втором – преимущественно опирается на прошлое.

Статья "Детское развитие: две парадигмы".

Пространство детской реализации – это такая область, в которой ребенок может демонстрировать себя как личность. Работа над созданием пространства детской реализации:

  • поддержка и развитие детской инициативы, помощь в осознании и формулировке идеи, реализации детского замысла;
  • предоставление свободы выбора способов самореализации, поддержка самостоятельного творческого поиска;
  • личностно-ориентированное взаимодействие, поддержка индивидуальности, признание уникальности, неповторимости каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского труда и творчества;
  • создание условий для представления (предъявления, презентации) своих достижений социальному окружению;
  • помощь в осознании пользы, признании значимости полученного результата для окружающих.

С построением пространства детской реализации связан поиск новых образовательных практик. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Одна их таких практик - образовательный квест, увлекательная приключенческая игра как для детей, так и для взрослых, в которой необходимо решать самые разные задачи, для того, чтобы достигнуть определенной цели.

В качестве одного из вариантов построения пространства детской реализации выступает проектная деятельность дошкольников. В качестве продуктов могут выступать идеи, предложенные ребенком для общего обсуждения, и детские произведения, воплощающие замысел ребенка и выполненные самостоятельно или с помощью взрослого.

Проектная деятельность в пространстве детской реализации подразумевает создание условий, когда дети могут:

  • обсуждать содержание деятельности;
  • проявлять творческую инициативу;
  • анализировать имеющиеся возможности;
  • изготавливать различные продукты (индивидуально или совместно с детьми);
  • предъявлять продукт;
  • обсуждать социальную значимость продукта;
  • хранить и действовать с продуктом.

Роль взрослого заключается не только и не столько в том, чтобы создать наиболее разнообразную среду и услышать «голос ребенка», сколько обеспечить процесс реализации ребенком собственных идей, замыслов, переживаний.

Категория: Методики и технологии | Добавил: Админ
Просмотров: 601 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]