Технология «Лаборатория историй»
2024-Фев-01, 16:37

Технология «Лаборатория историй» направлена на развитие у ребенка понимания текста, а также развития внимания и памяти. Она также может использоваться для обогащения словарного запаса, особенно если содержание историй совпадает с текущей темой игр, занятий, проектов.

В ней используются книги и предлагаются особые карточки с картинками, обозначающими то, на чем нужно сконцентрировать внимание во время чтения истории.

Для детей второй младшей и средней групп это определенный набор карточек с вопросами такого содержания (показ карточек)

  • Что тебе понравилось?   Что нового ты узнал?
  • О чем тебе напомнила эта история?  Как себя чувствовал(а)
  • Что случилось сначала? Что случилось потом?
  • Как думаешь, что случится дальше?

Для детей старшей и подготовительной групп этот список можно добавить другими карточками, но только при условии действий с предыдущими карточками

  • Что--------знал и что-------думал?
  • Что ты можешь представить себе?
  • Чем эти две книги похожи и чем они отличаются?

Последовательность проведения данной технологии «Лаборатория историй» начинается с подготовки воспитателя. Сначала планируется, какую историю педагог будет читать детям и выбирается карточка для обсуждения этой истории.

Далее идет ознакомление детей с карточками и вопросами, которые представляют то, на что нужно обратить свое внимание. Сначала подбирается только ОДНА карточка с картинкой.

Дети с вопросами и карточками знакомятся поочередно, через день по одной. То есть одну и ту же историю можно читать несколько раз, но каждый раз используются разные карточки. Не стоит использовать более одной карточки во время одного прочтения истории. 

Когда карточки с вопросами все изучены, тогда воспитатель читает детям историю и затем идет обсуждение этой истории. Воспитатель задает детям вопрос после чтения всей истории (тот же вопрос, что и на карточке). В отличие от обычных обсуждений прочитанного, когда на вопросы  воспитателя отвечают только отдельные дети, данная технология предполагает активное обсуждение содержания всей книги всеми детьми в больших группах и малых, а  также в парах. Важно удостовериться, что дети понимают, на какой вопрос они будут отвечать. Карточка с вопросом всегда должна находиться перед глазами детей. В заключении воспитатель обобщает ответы детей.

«ЛИ» можно проводить и несколько раз в течении дня. Например, книги, которые уже прочитаны детям и им хорошо известны, то можно использовать для пересказа и обсуждения в парах. Беру одну пару, даю им карточку с вопросом и идет обсуждение. Воспитатель при этом может напомнить, что она обозначает.

В более старшем возрасте,  карточки можно придумывать и совместно с детьми.

Также в зависимости от возраста детей, «Лабораторию историй можно использовать в  сочетании с рисованием и письмом». Для этого подходят такие «Лаборатории»:

  • Новые факты - после чтения истории дети рисуют или записывают новые факты, которые они узнали;
  • Последовательность событий - после чтения истории  дети рисуют или записывают события, происшедшие в начале, в середине и в конце истории (лист можно разделить на три части).
  • Предсказания - после чтения истории дети рисуют или записывают свои идеи по поводу того, что может произойти дальше. Это всегда работает с книгами, состоящими из нескольких глав - прослушав следующую главу, дети смогут оценить, насколько верными оказались их предсказания.
Категория: Методики и технологии | Добавил: Админ
Просмотров: 144 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]