Формирование культуры поведения у дошкольников
2015-Мар-19, 11:07

Культура поведения — совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с др. людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами.

Например, требование уважения к людям применительно к повседневному поведению выражается в виде правил вежливости, деликатности, в такте, предупредительности, в умении беречь чужое время и т. п. Верность принятым на себя обязательствам с точки зрения культуры поведения означает аккуратность в выполнении обещаний и возвращении позаимствованного, своевременность и точность в осуществлении договоренности и др. Честность по форме своего проявления совпадает с прямотой, искренностью, с умением недвусмысленно и открыто выразить свою мысль.

В широком плане в понятие культуры поведения входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах; культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы, организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления; эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики, выражений лица и телодвижений (грация).

Уже в дошкольном возрасте необходимо научить ребенка уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности, сформировать общечеловеческие духовные ценности и ориентиры (доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, является одной из главных задач воспитания подрастающего поколения. Как бы разносторонне мы не будем развивать наших детей, если мы не научим их культуре поведения, умению вести себя среди людей, они не смогут жить в культурном обществе, а у общества, в котором отсутствует нравственная культура его членов, нет будущего.

Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и ребенка требует по-новому взглянуть на формы и методы работы с детьми по формированию культуры поведения.

Формы и методы работы с детьми:

  1. Знакомство детей с пиктограммами эмоциями, работа над настроениями. Многие дети затрудняются выражать разные виды эмоций и понимать их. Если ребенок не умеет выражать свои эмоции, то чувства и эмоции других ему тоже трудно понять. Альбомы: «Разные виды настроения», пиктограммы эмоций. Дидактические игры: «Наше настроение», «Угадай эмоции», «Покажи какое у тебя настроение». «Уголок настроения»: фото детей, под каждым фото - прозрачный карманчик для карточки. В течение дня каждый ребенок помещает в этот карманчик карточку–пиктограмму того настроения, которое у него проявляется на данный момент. Заглядывая в этот уголок, ребята стараются помочь тому, у кого плохое настроение и порадоваться за того у кого – хорошее. Беседы, ситуации «Поговорим о настроении».
  2. Связь эмоций с жестами и мимикой: игровые упражнения «Скажи без слов», «Угадай, что хочу сказать» (с помощью пантомимы изображать то, что они хотят сказать без слов, но с определённым настроением и мимикой, жестами).
  3. Знакомство с волшебными словами: приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности. Мультимедийные презентации «Учимся культуре общения», «Волшебные слова». Игры «Подари доброе слово», «Скажи по другому», «Ручеек вежливых слов».
  4. Ситуации для знакомства с правилами культуры поведения за столом, в общественных местах, на дне рождения, в транспорте, в кинотеатре. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Рыцарский турнир», «Дочки-матери» - с правилами этикета для девочек и мальчиков.
  5. Чтение художественных произведений, обсуждение и оценка поступков, характеров героев; игра-драматизация эпизодов из этих произведений.
  6. Ситуации по оценке детьми своих поступков и поступков сверстников с помощью куклы-помощника, например Феи Вежливости, которая передает ребятам «Сундучок хороших поступков» (в сундуке - картинки хороших поступков и фишки). За хорошие поступки дети поощряются фишками от Феи, конечно только после предварительной оценки этих поступков самими детьми и их сверстниками. 
Категория: Социально-коммуникативное развитие | Добавил: Админ
Просмотров: 2015 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]