Главная » Файлы » Методические рекомендации » Планирование работы с детьми

Мониторинг с позиций ФГОС дошкольного образования
2016-Авг-26, 10:39

В связи с выходом первого Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования у педагогов и родителей возникает много вопросов по поводу мониторинга детского развития. Педагоги задаются вопросами: что теперь измеряем? для чего? что нам это даст? в чём отличия в требованиях современного мониторинга от того, что мы делали ещё совсем недавно?

Модернизация  образовательного процесса современной дошкольной образовательной организации характеризуется направленностью на индивидуализацию образования, создание траектории развития ребенка, изучению его перспектив развития и их поддержки, диагностики возможных проблем и помощи в их решении. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в п.1.4 указывается, что одним из принципов дошкольного образования является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования)...». Эффективное проектирование педагогического процесса возможно только при наличии у педагога информации о возможностях, склонностях и проблемах в развитии ребенка. Поэтому возникает потребность в такой системе контроля качества педагогического процесса, которая позволит педагогу постоянно отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития и образовательных достижений детей.

Одним из важнейших факторов, определяющих мотивированную деятельность взрослых (родителей и педагогов, направленную на развитие ребенка, являются нормы целевого характера, определяющие ожидания в сфере развития ребенка. При этом ребенок должен рассматриваться не как «объект» наблюдения, а как развивающаяся личность, на развитие которой может благотворно повлиять взрослый в соответствии с сознательно поставленными целями. Таким образом, предпосылки гуманистического подхода должны быть заложены изначально — через обобщенный образ личности ребенка, задаваемый адекватной системой норм развития.

Сбор информации, оценку развития ребенка, и проектирование образовательного процесса на основании полученных выводов должны проводить педагоги при участии родителей посредством наблюдения за ребенком в естественных ситуациях.

Таким образом, сама деятельность детей в заданных образовательных условиях должна давать педагогу и родителям возможность непосредственно, через обычное наблюдение получать представление об их развитии в отношении к психолого­педагогической нормативной картине. При этом, наблюдаемые и фиксируемые функциональные приобретения ребенка не должны рассматриваться как самоцель, а лишь как средство развития его самоопределяющейся в человеческой культуре и социуме личности.

Основанием выделения сторон инициативы послужили мотивационно­содержательные характеристики деятельности, т.е. собственно предметно-содержательная направленность активности ребенка.

Одно принципиальное ограничение: никаких аттестаций, экзаменов, оценок и прочих манипуляций над детьми быть не должно. В Законе РФ «Об образовании в РФ» и в Стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику, т.е. верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех условий, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.

Мониторинг развития и социализации ребёнка-дошкольника описывает социальный портрет ребенка дошкольного возраста на разных этапах его развития, даёт педагогу целевые ориентиры для дальнейшей работы, позволяет оказать грамотную педагогическую поддержку индивидуального развития детей и скорректировать работу с группой воспитанников.

Педагогический мониторинг осуществляется с учетом ряда принципов:

  • сопоставимость системы показателей целям и задачам развития детей каждой возрастной группы по программе;
  • от зоны актуального развития — до зоны ближайшего развития (возможность отследить то, что ребёнок сегодня ребёнок способен делать самостоятельно, а что - при некоторой поддержке взрослого);
  • открытость, прозрачность процедуры оценки индивидуального развития ребёнка (родители являются полноправными участниками образовательного процесса);
  • сравнимость данных сегодняшних достижений ребенка не только с этапами развития ребёнка, но и с его собственными достижениями, полученными ранее;
  • прогностичность (получение данных, позволяющих прогнозировать возможные изменения и пути достижения целей);
  • экологичность (сравниваются, прежде всего, результаты развития «сегодняшнего» ребёнка с ним «вчерашним»)/

Многие выдающиеся ученые, придерживавшиеся естественнонаучного подхода, от Ч. Дарвина до К. Лоренца, признавали главным источником получения научных фактов - наблюдение. Оно является древнейшим, генетически первичным методом познания, который предполагает целенаправленное и осознанное отслеживание изменений в каких- либо процессах или событиях, при условии невмешательства в них наблюдающего.

Наблюдение за поведением детей в разных видах детской деятельности дает нам возможность увидеть конкретную картину проявления развития детей, предоставляет много интересных фактов, которые отражают жизнь ребенка в естественных для него условиях. Поэтому данный метод является исходным и основным в образовательном мониторинге.

Условия наблюдения:

1. Постановка цели.

2. Выбор объекта и ситуации наблюдения.

3. Сохранение естественных условий.

4. Объективность.

5. Систематичность.

6. Регистрация (фиксация) результатов.

Техники наблюдения:

Регистрация эпизодов. Это короткие описания конкретных случаев. Словесные зарисовки. Они дают фактическую информацию о том, что случилось, когда и где, что послужило толчком, каковы реакции ребенка и чем закончилось действие.

Дневниковые заметки. Это чаще всего записи впечатлений о групповой и индивидуальной деятельности, которые делаются в конце рабочего дня. Они имеют тенденцию к некоторой субъективности и часто схватывают мимолетное впечатление или настроение. Они полезны для отслеживания некоторых успехов и неудач среди событий дня.

Карта наблюдений воспитателя. Определяет конкретные виды поведения, подлежащие отслеживанию. Такая карта обеспечивает систематичность процесса сбора информации о развитии ребенка в различных областях. Воспитатели могут использовать эту информацию для постановки педагогических целей и планирования видов деятельности в поддержку развития ребенка.

«Портфель» или образцы работ. Это коллекция работ, которые выполнил ребенок в течении некоторого времени. Они могут включать образцы речи, т.е. транскрипционную запись слов и выражений ребенка, с помощью которых он пытается выразить свои мысли и соображения. Многим детям нравится просматривать свои работы вместе с воспитателем, вспоминая, когда они сделали ту или иную работу, что она означает для них. Дети могут быть заинтересованы в самостоятельном дополнении своей коллекции. Родители бывают часто удивлены разнообразием работ своего ребенка, а дети должны знать, что их «портфели» будут показаны родителям.

Интервью и беседы. Дети любят поговорить со взрослыми о своих мыслях и работах, если верят в их искреннюю заинтересованность и уважение. Уделяя время тому, чтобы посидеть и послушать, как ребенок рассказывает об игре, художественном проекте, любимом брате, воспитатель начинает лучше понимать его.

Интервью по поводу чтения и письма, проводимые с 5-6 летними детьми, дают представления о том, как они понимают, что такое чтение, письмо, говорение, а также раскрывают степень готовности ребенка к восприятию более сложного материала. Существуют множество способов ведения записей результатов наблюдений:

1. Блокнот и карандаш в кармане педагога/

2. Ведение дневника, который заполняется в конце рабочего дня.

3. Наборы карточек с именами детей, в которых ведется запись.

4. Карта выбора детской деятельности, которая заполняется детьми самостоятельно (познакомив детей с пиктограммами деятельности, ребенок напротив своей фотографии ежедневно, придя в детский сад, выставляет карточку той деятельности, которой хотел бы сегодня заняться)/

5. Заранее расчерченный журнал наблюдений по видам детской деятельности, фиксации результатов поведения и настроения детей.

6. Лист - экран, по видам детской деятельности, который помещен в таком месте группы, где он не заметен для посетителей (родителей, сотрудников ДОУ).

Для того, чтобы была четкой и понятной картинка развития каждого ребенка, педагог периодически (2-3 раза в год) отмечает достижения детей в индивидуальных Дневниках развития. Дневник развития - удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса.

Содержание Дневника развития ребёнка разрабатывается с учётом образовательной программы ДОУ, рабочей программы и психологических особенностей детей данного возраста.

Дневник развития ребёнка заполняется и анализируется на протяжении четырёх­пяти лет дошкольного детства. В Дневниках развития родителям предоставляются результаты мониторингового исследования развития детей, осуществляется это в индивидуально-этичной форме.

Использование Дневников развития позволяет отметить динамику в развитии детей. Включенные в Дневник показатели (критерии) основных (ключевых) характеристик развития личности ребёнка выступают для педагогов в качестве ориентиров, на которые они должны опираться во время ежедневных наблюдений за поведением детей в повседневной жизнедеятельности, при решении образовательных задач в свободной деятельности, в ситуациях общения.

В Дневнике педагог отражает сложившийся образ ребёнка, те сведения, которые получены за определённое время наблюдений. Для заполнения дневника воспитателю нет необходимости организовывать специальные ситуации. Наблюдаемые проявления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, отмечаются педагогами в зависимости от его возраста и стадии, в которой они проявляются.

На основе полученной «картинки» можно судить не только о соответствии развития характеристик конкретного ребенка возрастным возможностям, т.е. о зоне актуального развития, но и зоне его ближайшего развития, если приводимые в дневниках возможности еще в полной мере не «принадлежат» ребенку, но устойчиво проявляются в ситуации присутствия взрослого или с его помощью.

Дневники развития ориентированы на то, что в итоге мониторинга на основе наблюдения будет представлена информация об общей картине развития всех детей группы и о месте каждого ребенка в ней.

Применение данного метода при оценке становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка дает довольно полную и достоверную картину и имеет большую ценность для организации образовательного процесса. Дневник развития как диагностический инструмент позволяет педагогу одновременно оценить качество текущего образовательного процесса и составить индивидуальную картину развития ребенка в соответствии с заданными целевыми ориентирами.

Неизменяющийся характер развития основных (ключевых) характеристик с низкими показателями или динамика регрессивного характера у ребенка требуют взаимодействия педагога с психологом не только для анализа особенностей развития данного ребенка, но и социальной ситуации развития, характера взаимодействия окружающих с ним. Поэтому при необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи).

Психологическая диагностика позволит понять причины подобной динамики и разработать необходимые мероприятия для создания данному ребенку оптимальных условий развития.

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Воспитателем группы в сотрудничестве с педагогом-психологом, логопедом и старшим воспитателем дошкольного учреждения вырабатываются рекомендации, при необходимости определяются пути коррекции дальнейшего развития ребёнка- дошкольника.

Выстроенная таким образом система мониторинга позволяет детскому саду создать такие условия, при которых каждый из детей «обречен» на успех, любой из них имеет возможность реализовать свою индивидуальность и при этом идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом.

Категория: Планирование работы с детьми | Добавил: Админ
Просмотров: 1069 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Консультант
Педагогам
Актуально
Эксперты призвали изменить систему оплаты труда дошкольных педагогов
Что такое Фоксфорд?
Итоги национального мониторинга «Лучшие детские сады России – 2017»
Современная игра
Магнитные к...
Освоение аз...
Настенные и...
Умничка - п...
ФГОС ДО
Внимание-конкурс
Детский экологический конкурс плаката «Береги природу»
Дети рисуют свой русский мир!
Своими руками
Сыр для игр...
Кубики моду...
Новогодние ...
Обережная в...
Воспитателю
Планирование утреннего отрезка времени в детском саду
Формы, методы и средства реализации образовательной программы ДО
Календарное планирование работы воспитателя с детьми
Наглядность
Опрос
Что препятствует реализации ФГОС?
Всего ответов: 120
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа