2023-Окт-26, 14:56 | |
Что такое педагогическая диагностика? Педагогическая диагностика (согласно ФГОС дошкольного образования) это оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. С какой целью в ДОО может проводиться педагогическая диагностика? Педагогическая диагностика проводится для оценки индивидуального развития детей. Она может быть направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Педагогическая диагностика позволяет выявлять особенности и динамику развития ребенка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности. Нужно ли проводить педагогическую диагностику достижения планируемых результатов? Планируемые представленные в виде целевых ориентиров, не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Педагогическая диагностика направлена на оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование. Какова периодичность проведения педагогической диагностики? Периодичность проведения педагогической диагностики указывается в образовательной программе дошкольного образования, разработанной в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Оптимальным является ее проведение на начальном этапе прихода ребенка в дошкольную группу (стартовая диагностика) и при достижении ребенком конца каждого психологического возраста (финальная диагностика). При проведении стартовой диагностики учитывается адаптационный период пребывания ребенка в группе. Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить динамику в развитии ребенка. Какие методы могут быть использованы педагогом в процессе проведения педагогической диагностики? Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной форме на основе малоформализованных диагностических методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и других), специальных диагностических ситуаций, простых тестовых проб. При необходимости, педагог может использовать специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития. Ведущим, основным методом педагогической диагностики является наблюдение. Почему наблюдение является ведущим методом педагогической диагностики? Наблюдение представляет собой ведущий метод сбора информации (фактических данных) о ребенке/группе детей. В ходе наблюдения педагог может: Как организуется наблюдение и фиксируются его результаты? Наблюдение организуется педагогом в рамках образовательного процесса и направлено на достижение определенной цели. Оно основано на точной фиксации получаемых фактов и их последующем анализе.
Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости показателя. Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону актуального и ближайшего развития ребенка. Если действие выполняется ребенком самостоятельно, без помощи взрослого, то это свидетельствует о зоне его актуального развития. Если же ребенок выполняет действие только с помощью взрослого, то это указывает на перспективные задачи его развития, обозначает зону его ближайшего развития. Инициативность свидетельствует о проявлении субъектности ребенка в деятельности и взаимодействии. Результаты наблюдения могут фиксироваться, при этом педагог может самостоятельно выбрать способ и форму фиксации результатов наблюдения. Оптимальной формой для фиксации результатов наблюдения является карта наблюдения с включенными показателями и критериями их анализа. Педагог может составить ее самостоятельно, а также использовать готовые карты. Для самостоятельного составления карты наблюдения можно использовать представленный на фото шаблон. В таблицу вписываются показатели возрастного развития детей, представленные в Федеральной программе. При анализе их проявления могут использоваться универсальные маркеры – «обычно», «изредка», «никогда», которые имеют следующие значения:
Анализ полученных результатов позволит педагогу сделать вывод об освоении ребенком разных видов деятельности, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками, его интересах, предпочтениях, склонностях, личностных особенностях и другом. На основе полученных данных педагог может разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности. Карты развития, протоколы, записи являются рабочими материалами педагога и не подлежат проверке. Их форма и способ ведения выбирается ДОО и закрепляются локальными актами. Какие готовые карты развития детей можно использовать при проведении педагогической диагностики? При проведении педагогической диагностики педагог может использовать готовые карты развития:
Какие пособия можно использовать для проведения диагностики индивидуального развития детей? В процессе педагогической диагностики педагог может использовать пособия, диагностические материалы, которые соответствуют возрастным особенностям детей раннего и дошкольного возраста и предназначены для определения их индивидуального развития. Как могут использоваться результаты педагогической диагностики в ДОО? Согласно ФГОС ДО результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
Индивидуализация образования предусматривает создание условий для развития каждого ребенка с учетом полученных результатов педагогической диагностики (интересов и склонностей, характера, темперамента, эмоциональной сферы, жизненной ситуации, взаимоотношений с детьми и взрослыми). При этом педагог принимает каждого ребенка как уникальную личность; создает безопасную и насыщенную РППС для реализации детьми своих замыслов; планирует виды деятельности, которые позволят каждому ребенку добиться успеха; предоставляет детям возможность для выбора деятельности, ее содержания, партнеров, материалов, места и способа работы; стимулирует и поддерживает активность, самостоятельность, инициативность детей, использует вариативные методы и формы образовательной работы для успешного становления индивидуальности обучающихся.
| |
| |
Просмотров: 613 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |