Занятия в детском саду - составляем расписание
2024-Июн-28, 12:18

Вопросом составления расписания занятий обеспокоены в летние месяцы все педагоги ДОО, но особенно воспитатели. Обсуждается само наличие расписания занятий, ведь мы организуем деятельность от инициативы ребенка. Здесь много можно говорить как "за", так и "против" занятий как таковых, и расписания, как документа, его регламентирующего. Я приведу только один факт "за" - наличие в детском саду специалистов, которые работают с разными группами. Да, можно, и нужно, составить расписание занятости помещений. А как воспитателю одновременно строить свою работу и перераспределять детей как на коллективную, так и индивидуальную работу специалистов, в то же время не перегрузив детей... 

Как составить расписание, чтобы соблюсти и ФГОС ДО, и ФОП ДО, да и про Санпин не забываем - нагрузка превыше всего?..

Даем ответы на вопросы, которые возникают у воспитателей.

 

1. Непосредственно образовательная деятельность (НОД) или занятие?

Конечно, занятие. Формулировка "НОД" фигурировала в Санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО" и ФГТ (утратили силу) и проскользнула в отдельных комплексных программах, которые тоже ушли в прошлое. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования нет ни формулировки "НОД", ни формулировки "занятие". Акцент в обучении и воспитании делается на организацию детской деятельности в течение всего дня согласно возраста детей и особенностей их развития.

2. Кто составляет расписание занятий?

Расписание составляет тот, кто его будет реализовывать, т.е. воспитатели (для группы" или специалисты (для себя). Это подтверждается федеральной образовательной программой дошкольного образования, в которой прописано, что "формы, способы, методы и средства реализации Федеральной программы педагог определяет самостоятельно в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов. Введение термина "занятие" не означает регламентацию процесса. Термин фиксирует форму организации образовательной деятельности. Содержание и педагогически обоснованную методику проведения занятий педагог может выбирать самостоятельно". 

3. Какие названия занятий могут быть? Это образовательные области или их компоненты?

Право педагога называть занятия так, как он считает нужным. Однако этот процесс может быть узаконен на уровне ДОО через локальные акты: Положение о планировании, Положение о расписании занятий и др.

Занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их. Эта деятельность может быть направлена как на освоение детьми одной образовательной области, так и нескольких. Занятия могут быть интегрированными на основе разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогам самостоятельно. Могут быть занятия - проекты.

Самый простой вариант - занятие по одному компоненту образовательной области (Окружающий мир, Природа, Безопасность и пр.) или их чередование.

4. В расписании прописывать занятия всей группой или подгруппами?

В группах раннего возраста занятия проводятся малыми группами (4-6 детей), в дошкольных группах, которые посещают дети до 6 лет - подгруппами (чаще всего делят детей пополам), в группах, которые посещают дети 6-7 лет, занятия могут проводиться, а соответственно и планироваться, со всей группой.

5. Расписание группы утверждается.?

Да, расписание занятий группы утверждается руководителем ДОО. Это документ, который показывает соответствие занятий санитарно-гигиеническим требованиям. Поэтому логично использовать именно название "Расписание", а не привычное многим "Сетка".

6. Каким образом осуществить чередование занятий расписания в течение определенного промежутка времени?

Варианты построения занятий:

  • 1 вариант – одно занятие – одно направление.
  • 2 вариант – совмещенные занятия, например: Сенсорные эталоны и познавательные действия, математические представления.
  • 3 вариант – занятия через неделю, например: сенсорные эталоны и познавательные действия / математические представления.
  • 4 вариант – занятия с другим временным промежутком, например: 3 недели сенсорные эталоны и познавательные действия, четвертая неделя – математические представления.

Вариативная часть образовательной программы может быть отдельными занятиями в расписании или «спрятана» внутри тех образовательных областей, в которых она реализуется.  

7. Сколько занятий может быть ежедневно?

Время проведения занятий, их продолжительность, длительность перерывов, суммарная образовательная нагрузка для детей дошкольного возраста определяются СанПиН 1.2.3685-21.

Продолжительность занятия:

  • Дети от 1,5 до 3 лет - не более 10 минут
  • Дети от 3 до 4 лет - не более 15 минут
  • Дети от 4 до 5 лет - не более 20 минут
  • Дети от 5 до 6 лет - не более 25 мин
  • Дети от 6 до 7 лет - не более 30 минут

Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки:

  • Дети от 1,5 до 3 лет - не более 20 минут
  • Дети от 3 до 4 лет - не более 30 минут
  • Дети от 4 до 5 лет - не более 40 минут
  • Дети от 5 до 6 лет - не более 50 мин или 75 мин при организации 1 занятия после дневного сна
  • Дети от 6 до 7 лет - не более 90 минут

Продолжительность перерыва между занятиями - 10 минут.

Недельная образовательная нагрузка не подсчитывается.

8. Может ли не быть занятий в группе?

Может и не быть, равно как и могут быть. Смотри, читай, запоминай ФОП ДО: образовательная деятельность в ДОО включает образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО. Образовательная деятельность организуется как совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей. 

В течение всего времени пребывания ребенка в детском саду педагог организует разные формы совместной деятельности: игры, ситуации общения, творческие мастерские и конструкторские бюро, исследовательские и творческие проекты, экскурсии, походы и т.п. А занятие это занимательное дело, которое состоит из разных видов детской деятельности, т.е. носит  интегративный характер.

В заключении хочется сказать, что если есть занятия, то есть и расписание, которое позволяет объединить усилия воспитателей и специалистов в деле обучения и воспитания детей, систематизировать образовательный процесс и избежать перегрузки.

Категория: Планирование работы с детьми | Добавил: Админ
Просмотров: 302 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]