Что за чудо эти сказки...
2024-Фев-20, 12:59

Народные сказки сегодня все чаще подвергаются критике: глупые, неяркие, скучные, непонятные современным детям. «Зачем вообще нашим детям читать неактуальные сказки? Они же не отвечают принципам и ценностям современного общества!», - часто звучит на просторах интернета. Так, может, их просто не читать? Тем более что выбор детской литературы сегодня огромный.

Зачем же нужны сказки? 

Для того, чтобы ребенок научился мечтать, стремиться к большему, искать свой путь.

Для того, чтобы ребенок учится, как отличить плохое от хорошего, с помощью любимого героя мог выстроить собственную линию поведения в той или иной ситуации.

Все сказки выдуманы людьми, но каждая из них несет свою поучительную историю. Что, например, вместе можно справиться с любой трудностью, или что хорошие люди вознаграждаются за свои поступки, а зло получает по заслугам. Слушая сказки, дети ставят себя на место главного героя. И, если быть внимательным к своему ребенку, можно понять что его в данный момент тревожит или чего он сейчас боится.

И очень важна познавательная, интеллектуальная ценность сказок. Сказки  показывают детям, что вещи не являются поверхностными, и что все, что мы видим или слышим, имеет слои, выходящие за рамки непосредственного понимания. Дети начинают улавливать и воспринимать символический и метафорический язык через сказки. Сказка – это практически маленькая модель мира, понятная детям.

Что дает сказка?

Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания, способах проявления творческой смекалки. Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а выражаясь на хорошем литературном языке.

Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.

 

Устраивайся удобнее, дружок, и слушай внимательно. Я расскажу тебе сказку...

 

«Репка» - «цепочная» или кумулятивная сказка. Её герои выстраивают цепочку из тел: дедка-бабка-внучка-Жучка-кошка-мышка. Эта цепочка эта выстраивается произвольно? Репка крепко сидит в земле, и те, кто пытается её вытащить, зовут все новых и новых помощников из числа членов семьи и домашних животных. Но почему бы им не позвать, к примеру, корову - тоже домашнее животное? Не знаете? Задайте этот вопрос ребенку, и он мгновенно ответит: «Так ведь корова по росту не подходит!» Возвышаясь над бабкой, она станет неправильно поставленным звеном в собранной пирамидке, нарушит плавно сужающуюся цепочку, очень, кстати, интересную цепочку, в которой нашлось место для мужчины и женщины, зверя и человека, друга и врага.

Сказка разворачивает цепочку из слов: «Бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут…» и «Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут…». То есть имя каждого нового персонажа словно «нанизывается» на имена уже существующих, которых сказке не скучно повторить.

Цепочная структура характерна для многих народных сказок: «Колобок», «Рукавичка», «Теремок», «Репка», «Про яичко», «Зимовье зверей», «Как петушок подавился», «Война грибов» и т.п. На дерево сказки как бы нанизываются ветви событий. Прямо как детская пирамидка. От простого - к сложному. От маленького – к большому. Именно так дети познают мир. Польза для детей от таких сказок огромна. Это и построение логических цепочек, и тренировка памяти, логики, простейших форм анализа, запоминание слов и образов героев. При хорошем рассказе это еще и тренировка эмоций, выразительности речи.

Категория: Речевое развитие | Добавил: Админ
Просмотров: 113 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]