Организация и назначение уголка “Читаем сами” в подготовительной группе
2014-Авг-03, 15:46

В непосредственно образовательной деятельности дети не могут в достаточной мере овладеть навыком чтения. Как любой навык,чтение требует систематических упражнений на закрепление и становление данного навыка. Причем эти упражнения должны быть разнообразны по форме, по содержанию, по объему текстов. Большую помощь педагогам в организации данной работы (особенно во второй половине учебного года) окажет уголок “Читаем сами”.
Главное назначение уголка - упражнять детей в самостоятельном чтении текстов.
Дети вашей группы, возможно, будут отличаться друг от друга уровнем сформированности навыка чтения: одни читают плохо, другие - чуть получше, третьи - хорошо. При этом упражнять в самостоятельном чтение необходимо всех детей группы. Поэтому педагогам потребуются разные тексты: для читающих плохо нужны небольшие по объему и не сложные по содержанию тексты, для читающих хорошо - тексты побольше и посложнее.

В уголке “Читаем сами” детям предлагается разная печатная продукция:

  • Детские книги - самые разнообразные: тонкие с небольшими рассказиками, отдельные крупные детские произведения, детские энциклопедии и т.п. Ко всем книгам предъявляются определенные требования. Они должны быть красочными, яркими, с картинками - для того, чтобы привлекать внимание детей, вызывать у них желание взять книгу в руки, узнать, о чем она. Книги надо подобрать с крупным шрифтом - для того, чтобы детям легче было читать. Пусть они будут простыми по содержанию - так как дети, начинающие читать, тратят огромные усилия на соединение букв в слоги, слоги в слова, и т.д., часто при этом ими теряются отдельные мысли из прочитанного.
  • Комиксы. Основа комиксов - картинки. Тексты в комиксах несут нагрузку “пояснения” конкретного эпизода-рисунка. Поэтому подписи под картинками очень лаконичны, легко читаемы. При рассматривании и чтении комиксов практически никогда не возникает угрозы непонимания их детьми. Комиксы подбираются с учетом интересов и предпочтений детей группы. Причем обязательно отдельно выясняются предпочтения мальчиков и девочек. Это делается для того, чтобы и у тех и у других возникало желание побольше узнать, почитать о жизни и приключениях любимых героев. Например, мальчики с упоением читают комиксы о похождениях черепашек Ниндзя; девочки - о любимых куклах Барби; а приключения Микки Мауса одинаково интересны и девочкам, и мальчикам. В течении года комиксы меняются,обновляются.
  • Детские журналы (’’Веселые картинки” и т.п.). На страницах детских журналов представлены разнообразные тексты и задания для детей. Среди них есть сложные тексты, требующие от ребенка хорошей техники чтения; есть более простые - доступные детям читающим плохо. Опыт работы с журналами в детском саду показал, что интуитивно ребенок выбирает для самостоятельного чтения те содержания и задания, которые соответствуют его уровню техники чтения, его возможностям.
  • Детские книжки с развивающими заданиями. В последнее время подобные книги получили массовое распространение. Обычно их главное назначение - развитие отдельных психических процессов у детей (внимания, памяти и пр.), способностей. В этих книгах не стоят задачи упражнять детей в чтении. Но для того, чтобы выполнить то или иное задание, необходимо ознакомиться с ним, правильно прочитать его. Так ребенок упражняется в чтении.

Задачи и методика работы с детьми в уголке “Читаем сами”

Вся работа с детьми в уголке “Читаем сами” подчинена определенному принципу, который отражен в названии уголка; то есть - вся его печатная продукция прочитывается детьми самостоятельно, по иx выбору и желанию.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы:

  • привлечь внимание детей к содержимому уголка, вызвать у них желание, а иногда необходимость читать представленную там литературу;
  • контролировать процесс самостоятельного чтения детей.

Чтобы решить данную задачу педагоги должны хорошо знать и ориентироваться в предлагаемой детям печатной продукции.
Для привлечения внимания детей к литературе уголка “Читаем сами” педагогам следует кратко и эмоционально представлять каждую книгу, журнал. Например:

  • “Я принесла комиксы о приключениях... (называется герой). Я не видела мультфильма об этих событиях в жизни главных героев. Я узнала о них только из комиксов. Ребята, советую и вам почитать о них. А может быть, я не права, и такой мультфильм был. Вы почитайте комиксы и скажите мне потом - права ли я”;
  • “В этой книге есть интересные задания. С некоторыми я справилась легко. А вот с заданием на стр... пришлось потрудиться. Познакомьтесь с этим заданием. А в конце недели мы с вами поговорим об этих заданиях, вы расскажите: - какие задания вы выполнили, с какими не справились; какие задания вам были интересны, а какие - нет”;
  • “Я вам уже рассказывала о планетах. А теперь я вам принесла интересную книгу... (название книги). Посмотрите ее и почитайте. Потом вы поделитесь своими знаниями, полученными из этой книги”;
  • “Я принесла несколько книг для самых маленьких. Просмотрите их, прочитайте, выберите ту их них, которую вы могли бы самостоятельно,с выражением прочитать детям младшей группы. И если вы действительно будете читать ее хорошо, то прочитаете книгу малышам” и т.п..

В последующем педагоги обязательно проверяют, как дети выполнили их пожелания, рекомендации и задания. И если вы что-то обещали детям (например, в конце недели вернуться к принесенной книге), то не забудьте выполнить свое обещание. Все это имеет отношение к контролю со стороны педагогов за самостоятельным чтением детей. Сюда же будут относиться коллективные, подгрупповые и индивидуальные беседы о прочитанном (’’Принеси мне, пожалуйста, книгу, которую ты сам читал в последний раз. Какое место в книге тебе больше всего понравилось”; - “О чем говорится в этом рассказе (комиксе)?” - “Зачитай самое интересное место из этой книги”; - “Какую книгу из уголка “Читаем сами”, прочитанную тобою, ты мог бы посоветовать прочитать другим детям? Почему?”).

Хорошо читающим детям можно предоставить возможность уходить в младшие группы, чтобы почитать малышам книжки. Чтение книг малышам - очень эффективная форма отработки техники чтения старших ребят. 

Материал подготовлен по книге Т.И. Гризик "Развитие речи и обучение чтению детей 6 лет"

Категория: Речевое развитие | Добавил: Админ
Просмотров: 2889 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]