Проект в образовании: что и как...
2019-Май-09, 08:27

Образовательные организации и отдельные педагоги сегодня "погружены" в инновации. И в этом ракурсе чаще всего появляются понятия или инновационной деятельности, или инновационного проекта.

Проекты пришли в педагогику из бизнеса. Далеко не все педагоги, в том числе дошкольного образования, изучали в альма-матер менеджмент, поэтому в написании инновационных инновационных проектах испытывают затруднения. Сегодня наш Карандашик отметит основные положения написания инновационного проекта.

Pprojectus в переводе с латинского - брошенный вперед, то есть это создание того, чего нет. Проект — это инструмент, переносящий идею из сферы представлений в сферу реальности. В отличие от множества других процессов, к которым мы привыкли, проект ограничен временем и не может продолжаться вечно. У него есть начало, середина и конец, и именно эти ограничения связывают его с реальностью. 

В результате любого проекта должно что-то получиться, т.е. обязательно должен быть результат, уникальный продукт. Возникает проект от идеи, которая основана на интуиции. Если вы знаете, что вам нужно, — смысла искать почти нет. Педагогический инновационный проект направлен на улучшение образовательного процесса, его отличие от системы образовательной работы в том, что проект является однократной деятельностью. Он существует ровно столько времени, сколько это требуется для получения конкретного результата. Особенность проекта в том, что полученный результат затем перейдет в операционную (повседневную) деятельность.

Важная характеристика педагогического проекта – это его целостность. Проект – это динамическая система, то есть целое, которое складывается из взаимосвязанных частей.

Шаги разработки проекта: Зачем? – Что? – Кто? – Как? (Замысел и цели проекта – Декомпозиция целей, построение иерархической структуры работ – Назначение ответственных – Разработка стратегии реализации проекта).

В основе инновационного проекта в сфере образования лежит педагогическая проблема, потребность или эмпатия. При постановке проблемы должны быть представлены результаты мониторинга, статистические данные, социологические исследования. Цели и задачи проекта напрямую вытекают из проблемы. Цель может быть не одна, тогда цели надо подразделить на основные и второстепенные (детальные). Формулировка задач - для достижения цели. Они начинаются с высшего уровня и постепенно сводятся к детализированным задачам.

Цель ориентирована на определенное лицо или группу лиц. Проект должен будет положительно повлиять на них в ходе выполнения задач. Эти лица есть целевая группа. В ДОО это чаще всего воспитанники детского сада и их родители. Целевая группа должна быть обязательно описана в проекте. Также могут быть представлены партнеры проекта или другие заинтересованные стороны (органы государственной власти, общественные организации и т.д.)

Самое важное - это люди. Инновационный проект редко реализовывается одним человеком. Необходима команда, каждый ее член должен в достаточной степени обладать навыками, позволяющими такому человеку вносить существенный вклад в достижение результата. Однако это не означает, что участниками проекта могут быть только педагоги. Возможно вы слышали о подходе Agile («аджайл»), который придумали программисты. Agile  в переводе – это тот, кто быстро думает и понимает. Agile — это не конечное состояние, а образ мышления и жизни. Подход Agile ориентирован на динамическое формирование требований и обеспечение их реализации в результате постоянного взаимодействия внутри самоорганизующихся рабочих групп, состоящих из специалистов различного профиля. 

В образовательной организации также можно использовать подход Agile и вовлекать в проекты людей непедагогического труда, которые вместе с педагогами будут делать творческую работу. «Все вместе мы умнее, чем каждый из нас по отдельности», - ключ к раскрытию креативного потенциала членов команды. Они могут активно участвовать в каждом из трех пространств инновации: вдохновение, порождение идей, реализация. Наполнение проекта людьми с разным образованием, представляющими различные дисциплины, выведет проект на новый уровень развития.

Важная часть проекта - мероприятия, которые планируются для реализации проекта. Они разрабатываются под каждую задачу и фиксируются по времени. Для реализации проекта обязательно необходимы ресурсы, из них складывается бюджет проекта. 

Предлагаю следующую структуру инновационного проекта для дошкольной образовательной организации:

  1. Полное наименование проекта.
  2. Анализ ситуации, постановка проблемы, замысел проекта.
  3. Цели и задачи проекта.
  4. Участники проекта.
  5. Целевая группа (кому адресованы результаты деятельности по проекту, кто получит пользу в результате его выполнения).
  6. Сроки реализации проекта.
  7. Условия реализации проекта (кадровые, материальные, финансовые, информационные и др.).
  8. Содержание проекта (стратегия и механизмы достижения цели, методы исследований и используемых технологий для решения каждой из задач проекта).
  9. Рабочий план реализации проекта (поэтапный план-график выполнения запланированных мероприятий с указанием конкретного продукта, получаемого в результате завершения каждого этапа проекта, сроков выполнения этапов).
  10. Ожидаемые результаты реализации проекта.
  11. Оценка эффективности реализации проекта (количественные и качественные показатели, подтверждающие выполнение поставленных в проекте задач, методы диагностики полученных результатов).
  12. Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

 

Категория: Работа с кадрами | Добавил: Админ
Просмотров: 3650 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]