Главная » Файлы » Книжная полка » Методики и технологии

Методика НЛО
2019-Мар-18, 15:01

Концепция НЛО (начального литературного образования) исходит из того, что литературное, в частности – стиховое, воспитание может и должно каждому ребёнку дать шанс приобщиться к искусству, к созданию и восприятию художественных ценностей – либо в качестве автора произведений, либо в качестве исполнителя, либо критика, читателя, зрителя, слушателя, либо в нескольких ролях одновременно, – у кого как сложится.

Методика НЛО ориентирована на удовлетворение читательских потребностей и способностей, сформировавшихся у дошкольников, и одновременно – на такое развитие этих потребностей и способностей, при котором читатель открывает для себя новые свойства литературных произведений, в частности – их коммуникативную заряженность. 

Перед начальным литературным образованием стоит парадоксальная задача: сохранить наивную непосредственность читательского восприятия и в то же время открыть ребёнку, что, читая произведение, он переживает не реальные события, а вымышленные автором, сопереживает не реальным людям, а персонажам, придуманным автором.

Есть среди нас миллионы существ, которые все до единого пламенно любят стихи, упиваются ими, не могут без них обойтись. Это – дети, особенно маленькие. Среди взрослых вдохновенный поэт есть редчайшее явление, «чудо родины своей», а среди детей 99% – поэты.

Первым о детской любви к стихам во всеуслышанье (и восторженно!) заговорил Корней Чуковский: Ребёнку ещё нет и двенадцати месяцев, он ещё не владеет активной речью, а посмотрите, с каким ненасытным удовольствием слушает он и бессмертные «Ладушки», и «Сороку-ворону», и «Кошкин дом», и другие шедевры народной поэзии.

«В мире существует лишь одно… племя, которое любит поэзию за то, что она – поэзия, любит за красоту, музыкальность и образность, и с утра до вечера упивается ею. Это племя – дети в возрасте от двух до пяти», – утверждает Корней Чуковский. И добавляет: „Стихи для них – норма человеческой речи, естественное выражение их чувств и мыслей». Более того: «Стихи для них не лакомство, а наиболее питательная, здоровая, витаминная пища». 

Методика НЛО исходит из тех же принципов, которые исповедовал Чуковский-педагог. Он не растолковывал маленьким слушателям незнакомые слова, не пытался заменить непосредственное детское восприятие стихов своим взрослым пониманием их. Он чувствовал (а потом – и понимал), что в начале читательского пути ребёнок должен приобрести опыт непосредственных переживания подлинной поэзии, и всё делал для того, чтобы его подопечные накапливали такой опыт. Становление читателя начинается с обретения им опыта непосредственных переживания подлинной поэзии.

Методика НЛО исходит из того, что:

– развитие ребёнка (включая и художественное) протекает не линейно, а ритмично, пошагово, ступенчато;
– художественно развиваясь, ребёнок движется по ступеням приобщения к искусству. Эти ступени различаются между собой, по крайней мере, по трём параметрам:

* мотивом, побуждающим ребёнка определенным образом действовать с художественными средствами, например, включать их в свою игру;
* психологическими приобретениями данной ступени, которые возможны благодаря предшествующему развитию и необходимы для дальнейшего развития;
* критериями, которыми ребёнок пользуется для самооценки своих действий с художественными средствами.

Двигаясь по ступеням НЛО ребенок от игры с материалом искусства приходит к общению средствами искусства. Такой результат и является целью начального литературного образования, которое, как показывает опыт, при удачной организации обучения завершается к 11-12 году жизни ребёнка. 

Задача НЛО применительно к дошкольному возрасту состоит в том, чтобы, удовлетворяя тягу ребёнка к восприятию стихов и сказок, сформировать у дошкольника и начинающего школьника устойчивую потребность в книге и чтении (желание слушать и читать). Удовольствие, которое получает дошкольник и младший школьник от занятий со стихами и сказками, – это ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ и УКРЕПЛЕНИЯ присущей дошколятам тяги к сказке и стихотворной речи (и одновременно это средство обогащения читательского опыта детей). Иначе говоря, задача дошкольного этапа НЛО – дать возможность ребёнку испытать радость от чтения стихов и сказок, от игр со стихами и сказками. Поэтому до школы литературные занятия с детьми должны быть только «просто чтением» (чтением, протекающим как игра, или сопровождаемым игрой, или чтением с последующей игрой и т.д.).

– Ещё раз подчеркну: методика НЛО (НАЧАЛЬНОГО л.о.!) на дошкольном этапе читательского развития и в первые годы школьного обучения направлена не на формирование знаний о стихах и сказках, а удовлетворяет потребность в восприятии стихов и сказок (в раннем детстве это преимущественно потребность в игровом общении со взрослыми с помощью стихов и сказок; в дошкольном возрасте преобладает потребность в играх со стихами и сказками). Вот почему в дошкольном возрасте основной вид занятий со стихами и сказками – «просто чтение».

– ДО ШКОЛЫ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ к чтению художественных произведений пристёгивать взрослые «разъяснения смысла» или нравоучительные беседы о прочитанном. Разъяснения и морализаторские беседы, инициируемые учителем в связи с прочитанными стихами и сказками, убивают самое ценное, что может дать восприятие ХУДОЖЕСТВЕННОЙ литературы ребёнком, – убивают непосредственность и целостность детского читательского переживания ребёнка, превращают его живые чувства в схему, заданную взрослым, и тем самым снижают эмоциональное воздействие художественного слова (а значит и нравственное воздействие!!!). Вместо того, чтобы реально и по-своему переживать ребёнок учится «правильно» (с точки зрения взрослого) говорить о чувствах. В этих разговорах растворяется радость от непосредственного переживания стихов и сказок, глохнет интерес к чтению.

– Стихи и сказки можно и нужно разыгрывать, рисовать, подбирать к ним музыку, петь их и т.д. (это входит в понятие «просто чтение»). Но разговоры о почитанном при «просто чтении» нужны и допустимы ТОЛЬКО в тех случаях, когда КТО-ЛИБО ИЗ ДЕТЕЙ ЗАДАЁТ ВОПРОС о прочитанном.

Методика НЛО выделяет два потока (аспекта) литературного развития ребёнка в первые годы его жизни. В первом потоке ребёнок приобретает и сохраняет (накапливает) опыт радости от восприятия литературы, положительный читательский опыт. Во втором потоке происходит освоение ребёнком художественных средств (сначала как материала игры, затем как средств осмысления и углубления читательских переживаний). Эти потоки развития относительно независимы. Встреча этих двух потоков в жизни подростка – одно из условий «открытия ребёнком-читателем автора в себе».

Для сохранения читательских и личностных качеств, унаследованных от дошкольного детства, необходимо не так уж много,– главным образом просто читать с детьми. Регулярно, без спешки, в своё удовольствие (и, разумеется, к удовольствию детей!) читать произведения, которые интересны и ребёнку, и образованному взрослому, – т.е. подлинно художественные произведения.

Конечно, это «простое чтение» только тогда приносит ребенку радость и сохраняет у него любовь к книге и эмоциональность восприятия литературы, когда взрослый обеспечивает соблюдение некоторых методических условий:

  • дети участвуют в совместном чтении добровольно и получают от этого радость;
  • выбор произведений для чтения ребенок и взрослый осуществляют самостоятельно;
  • взрослый читает лишь то, что ему самому доставляет читательское удовольствие;
  • дети имеют возможность оставаться с книжкой наедине, все вместе и каждый самостоятельно возвращаться к прочитанному произведению, автору, жанру и т.п., перечитывать произведения целиком или выборочно;
  • взрослый внимательно следит за реакцией читателей-слушателей и, если улавливает «немой вопрос», делает паузу или даже предлагает: «Ты о чем-то хочешь спросить? Спрашивай!»; по ходу чтения возможны небольшие пояснения (прямые, по аналогии, или замечания «между прочим», типа «вам ведь понятно» и «вы, конечно, догадались»), не нарушающие процесса непосредственного читательского переживания;
  • почувствовав, что произведение выбрано неудачно (ещё не интересно детям или не соответствует их сегодняшнему настроению), взрослый не упорствует, не заставляет детей дослушать до конца, а откладывает текст.

Особое условие успешности «просто чтения» – привлечение к процедуре чтения «второго взрослого»: взрослый читает вслух, а «второй взрослый» в качестве слушателя соучаствует в детском переживании звучащего художественного произведения.

Источник.

 

Категория: Методики и технологии | Добавил: Админ
Просмотров: 22 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наставник
Педагогам
Современная игра
Игры Татьян...
Полидрон - ...
Робототехни...
Игры Никити...
Актуально
Актуальные конкурсы для юных художников и ученых
Вебинары апреля
Актуальные и статусные конкурсы профессионального мастерства
Советуем почитать
STEM образо...
Шкалы для к...
Возможности...
Радуга - ко...
Внимание-конкурс
Конкурсы журнала "Мурзилка"
Конкурс детского рисунка «Я помню! Я горжусь!»
Своими руками
Новогодние ...
Рыцарский з...
Игры и посо...
Геоборд или...
Воспитателю
Виды детской деятельности согласно возрастам
Формы, методы и средства реализации образовательной программы ДО
Мониторинг с позиций ФГОС дошкольного образования
Наглядность
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа