Шулешко Е.Е. Детская жизнь на пути согласия и социо-игровой стиль ведения занятий
2022-Авг-10, 19:21

Две темы рассматриваются в этой книге.

Привычная, практическая: как воспитатель может помочь детям в группе сдружиться между собой.

И общепедагогическая, странно звучащая: как за счет формирования дружеского сообщества детей возможно решать любые здравые педагогические задачи при воспитании и обучении дошкольников. 

Связывают эти два уровня разговора комментарии о социоигровых методах ведения занятий, о путях освоения детьми «образа грамотно действующего лица» (и организации обучения «по образу, а не по образцу»), о тонкостях налаживания взаимодействия в малых группах, о закономерностях формирования детских привычек и умений.

Несколько десятилетий назад многие тезисы Е.Е. Шулешко зачастую вызывали недоумение в педагогической аудитории, а то и бурный протест. К примеру, такие:

  • «Дело воспитателя — не учить, а налаживать ситуации общения».
  • «То, что для вас — форма, для меня — содержание. Приобретение знаний и умений может и должно быть содержанием детской деятельности, детской заботой. А содержанием педагогической работы справедливо полагать становление ровеснического сообщества детей, сохранение психических качеств детей и их прорастание в культурные формы поведения».
  • «Параметры оценки того, что ребенок в каком “предмете” к какому возрасту должен знать и уметь — абсурдны для дошкольников. Их успехи и неудачи связаны с общим характером их жизни, их взаимоотношениями, их продвижением в других родах деятельности — а вовсе не с тем, насколько сильно на них нажимают “на данном участке”. Если с общим характером жизни все в порядке — то и успехи детей во всех областях будут впечатляющими».

Сегодня эти тезисы уже не выглядят столь революционными. Во многом такие взгляды теперь признаны официально, воспринимаются в профессиональной аудитории скорее внимательно, чем изумленно — они уже звучат как темы для делового осмысления, особенно на фоне главных положений федерального государственного стандарта дошкольного образования.

В стандарте мы видим, во-первых, признание того, что результаты образования дошкольников в разных родах деятельности должны рассматриваться только как целевые ориентиры, а каждый дошкольник имеет право на свой особенный путь и темп развития.

Во-вторых, в качестве обязательной части содержания образовательной программы детского сада теперь должны рассматриваться «способы и направления поддержки детской инициативы».

В-третьих (и это, пожалуй, наиболее значимо), дошкольный стандарт переносит центр внимания педагогов с требований к «предметному» содержанию программы на требования к условиям ее реализации, прежде всего — психолого-педагогическим.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ГРАМОТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

  • Взрослый не пытается быть помощником действующим детям, а стремится легализовать их на публике, публично признавать действующего. Он создает условия для ожидания и внимания к рассказу о действии — и о себе (действующем), и о ком-то (действующем). Точно так же задача взрослого не в обнаружении способностей, а в признании способностей. Это дело детей — обнаруживать способности друг у друга! Воспитатель как бы «обнаруживает это обнаружение» и не дает ему проскользнуть мимолетно, публично привлекая к нему внимание и подчеркивая его значимость.
  • Взрослый, предлагая детям что-то новое в известном виде занятий, приглашает их к содействию с собой и другими детьми и избегает прямого инструктирования. Дети получают простор для выражения своих интересов, а взрослые учатся согласовывать свои действия с темпом жизни детей.
  • Взрослые должны отучить себя от спешки: они не стараются все сразу показать и объяснить. Они стараются сыграться с детьми, дать им и себе в полной мере получить от игры удовольствие.
  • Забота взрослых — создание условий, в которых дети общаются, т.е. говорят, слышат, смотрят, действуют одновременно.
  • Следует учить детей наблюдать за действиями других, описывать их действия словами и, значит, самому овладеть особенностями этих действий.
  • Обычно педагоги отучают детей переспрашивать. Переспрашивает — значит невнимательный, несообразительный, заслуживающий укора. Тем самым подавляется прекраснейший повод для развития речи, сознания и взаимопонимания детей. Ведь одному ребенку необходимо суметь сформулировать вопрос и рискнуть его задать, другому — сформулировать свой ответ так, чтобы стало понятно, а остальным присутствующим — задуматься над своим пониманием-непониманием дела. Переспросы нужно культивировать, и они должны носить публичный характер.
  • Организуя работу в малых группах, важно, чтобы дети придумывали своим группам имена, и они были восприняты и признаны другими группами.
  • Нужно создавать условия для проговаривания со стороны публики того, что дети про себя знают — рассказывают друг о друге, выдумывая имена персонажей, действующих лиц — танцующий, рисующий, счетовод (считающий) и т.д. Тем самым истребляется безликость и не создается оснований для обезличенности.

Взрослый наблюдатель по ходу своей жизни составит живые портреты своих детей. И за это же время он поймет и себя как сотрудника профессионального коллектива воспитателей, умеющих и желающих обменяться опытом наблюдателей. В регулярном обмене своими оценками между педагогами складывается образ человека, живущего у себя на родине.

Ссылка на книгу в электронном виде

Шулешко Е.Е. Детская жизнь на пути согласия и социо-игровой стиль ведения занятий.

Категория: Методики и технологии | Добавил: Админ
Просмотров: 66 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]