Эффективные форматы проведения педсоветов и семинаров
2023-Авг-24, 11:48

Выбор формата проведения педсовета или семинара определяется спектром задач, которые на нём будут решаться. Предлагаемые формы могут на них использоваться.

Командообразование

Педагоги уделяют немало времени формированию детского коллектива. Но ощущение команды для самих педагогов также важно. 

Сказочный тренинг.

Можно проводить для всего педколлектива или для группы педагогов.

Выбрать сказку (сюжет) можно одним из способов:

  • рандомно — методом лотереи (варианты сказок могут предложить организаторы педсовета, инициативная группа или сами педагоги);
  • по выбору самих участников (выбирают сказку для себя);
  • сказку подбирают коллеги (например, воспитатели подбирают сказку для логопедов, а логопеды — для музыкальных руководителей и т. п.).

Реализовать сказочный сюжет можно в разных вариантах:

  • представить жизнь детского сада с опорой на выпавший сказочный сюжет;
  • использовать только персонажей сказки и с их помощью попробовать проанализировать взаимодействие педагогов;
  • предложить персонажам разных сказок пойти «в гости» в другую сказку и выстроить взаимодействие.  

Игра «Остров выживания».

Сюжетная линия «острова выживания» помогает участникам принять всех коллег (остров удалён, и возможности для замены одного педагога на другого нет), максимально активизировать коммуникативные навыки педагогов. При проведении игры важно уйти от привычных, сложившихся в коллективе мини-групп.  

Возможные сценарии игры:

  • на острове нужно организовать актуальное обучение на базе имеющихся условий (их могут прописать организаторы, или условия будут выпадать случайным образом: выбор вслепую);
  • нужно противостоять племени аборигенов острова (в ситуации противостояния люди сплачиваются); роль аборигенов могут играть безусловные лидеры коллектива, чтобы дать возможность другим членам педколлектива проявить свои лидерские качества, выстроить новые способы взаимодействия и т. п.

Целеполагание

Одна из важных задач, которую необходимо решать на педсоветах, связана с планированием работы (например, на следующий учебный год). И эти обсуждения не могут завершаться только утверждением образовательных программ. Педколлектив в преддверии учебного года может посмотреть на проектируемый образовательный процесс гораздо шире. 

Для проектирования образовательного процесса с учётом современных тенденций можно использовать формат форсайт-сессии, который поможет заглянуть в будущее.

Форсайт — одна из технологий групповой работы. В рамках форсайт-сессии участники размышляют, каким хотят видеть своё будущее, строят предположения, анализируют имеющиеся ресурсы и планируют свои действия в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Проведение форсайт-сессии предполагает прохождение 7 тактов (этапов).

  1. Выбор предметной области форсайта (системы и надсистем). Определяемся, в какой сфере будем планировать будущее.
  2. Выявление трендов в выбранном направлении. При выборе трендов можно использовать мнения экспертов.
  3. Определение стейкхолдеров (3–6). Стейкхолдерами могут быть компании, группы людей или организации, которые могут оказывать влияние на развитие выбранной сферы. Например, в образовании стейкхолдерами могут выступать государство, бизнес, частные структуры и IT-компании (образовательные платформы и маркетплейсы).
  4. Определение возможностей и угроз для реализации задуманного. На этом этапе можно использовать технологию SWOT-анализа.
  5. Определение идеального конечного результата (позитивный образ будущего), негативного конечного результата (который может иметь место, если стейкхолдеры не будут прикладывать никаких усилий и всё будет развиваться стихийно от сегодняшнего момента) и точек разрыва между ними. Точки разрыва — это разница между двумя возможными сценариями развития выбранной сферы.
  6. Моделирование возможных действий стейкхолдеров, проектирование карты будущего.
  7. Рефлексия самой форсайт-сессии и полученных результатов. Принятие решения об использовании подготовленных в ходе мероприятия материалов для планирования работы в школе.

При проведении форсайт-сессии нужно учитывать, что будущее нельзя точно предсказать, оно вариативно. Но его могут построить в своих интересах и сильные игроки — стейкхолдеры. При планировании работы на уровнях ниже мы должны учитывать эти тенденции и вовремя встраиваться в них.

Проработка нормативных документов

Работу по изучению новых нормативных документов можно организовать продуктивно.

Работа по станциям.

В зависимости от количества нормативных документов, которые вы планируете охватить, и от уровня их сложности организуется работа «станций». Каждой станции присваивается своё название — или по названию документа, с которым предстоит работать, или более творческое. Главная задача каждой станции — помочь коллегам быстро разобраться с документацией, не прочитывая полностью весь текст, а сразу получая готовые советы и подсказки.   

Работу станции обеспечивает инициативная группа. Её задача — заранее изучить документы, подготовить раздаточный материал, который смогут взять с собой посетители станции. На станции может быть представлен «бортовой журнал» — в него посетители смогут записывать вопросы, ответы на которые им не смогли сразу дать работники станции. Эти вопросы можно осветить в ходе следующих заседаний педагогического совета или рабочих групп. 

«Мировое кафе».

В этом случае выбирается один нормативный документ, с которым нужно разобраться. Изучение отдельных частей документа поручается небольшим группам участников. Они изучают их и готовят краткую информацию для своих коллег. То есть часть времени педсовет проходит разрозненно — в мини-группах. А затем каждая из них делится своими выводами, размышлениями с коллегами. Так как работа идёт с одним документом, можно перед каждой группой поставить и свою задачу (если документ не очень объёмный). И тогда на итоговой презентации каждая группа предлагает решение задачи на основе обсуждения внутри своей команды.   

Категория: Опыт: формируем и представляем | Добавил: Админ
Просмотров: 152 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]