Технология макетирование в работе с детьми дошкольного возраста
2021-Дек-22, 22:17

Детский сад и макет? Созвучны ли эти понятия? Термин «макет» проистекает от французского слова «maquette», то что обозначает «масштабная модель». Макет — модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину. Во взрослом мире есть макеты архитектурные, интерьерные, «концепт-кар» (авто). То есть это уменьшенные копии объектов. Совсем как в детском мире, где предметами являются уменьшенные копии людей (куклы), домов, техники. По сути макет для детей - уменьшенный мир, реальный или вымышленный. Дома, транспорт, звери и птицы, деревья и сказочные герои могут быть сделаны из картона, бумаги, бросового материала. Ими можно играть!

Хорошо, когда у ребенка есть макет (или несколько макетов). Но еще лучше, когда он сделает его своими руками. С чего начинается архитектор, дизайнер, конструктор, изобретатель и творец в любом деле? С макета, сделанного своими руками вместе с воспитателем или мамой.

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека, время активного познания окружающего мира, время развития эмоциональных и творческих способностей. Основополагающим требованием общества к современной образовательной организации является создание условий для формирования личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Наиболее эффективной инновационной педагогической технологией, открывающей новые возможности воспитания и обучения детей дошкольного возраста, является макетирование. Макетирование - это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом   ребенка,    сюжетом    игры,    что    способствует    развитию    творчества и воображения.  Макет - это предметное воплощение целостных возможных миров (вымышленных, реалистических), представленных в художественной литературе, мультфильмах, детской сюжетной игре.

Работая над макетом, ребенок сам становится автором. Он может придумать любую историю, а потом вывести её из собственной головы в материальный мир, сделать осязаемой.

Из бумаги, картона, бросового материала у детей получается сделать все, что они придумали: древний мир, корабль, дом с проработанным интерьером. 

Делая игрушки-макеты, ребенок учится мыслить структурно и привыкает планировать свои действия.

 

Работа с макетом может длиться настолько долго, насколько удерживается в группе увлечение той или иной сказкой, игрой. Это могут быть макеты сказочных царств с дворцами и крепостями, космодромов и аэродромов, морских портов и городов, зоопарков и крестьянских подворий, различных ландшафтов.

Работа с макетом включает элементы конструирования и художественного изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Дошкольники получают элементарные представления о природных и культурных ландшафтах, видах архитектурных сооружений, искусстве архитектуры. Продукт работы может использоваться в режиссерской игре детей.

По Н. А. Коротковой, макеты условно делятся на два типа - модели и карты. Макеты-модели представляют собой целостные объекты, которые ориентируют ребенка на сюжетные события, происходящие внутри них («кукольный дом», «крепость-замок/дворец»). Макеты-карты отображают определенную территорию и направляют воображение ребенка на события «снаружи», вокруг находящихся в этом пространстве объектов (различные «ландшафтные» макеты). Например, на макете «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, а территория дополняется различными объектами (дома, гараж, бензоколонка, мост), которые могут быть выполнены самими детьми.

Этапы работы по созданию макета:

1. Предварительный этап. Подготовка и сбор материала для создания макета, сбор методической и художественной литературы по теме, создание развивающей предметно-пространственной среды, подбор дидактических игр, обогащение личного опыта.

2. Основной этап. Изготавливается основа макета, происходит ее наполнение предметным материалом. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности воспитанников и воспитателей из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. В процессе создания макета каждый ребенок может выбирать наиболее привлекательный для него вид деятельности — конструирование, моделирование, лепку, аппликацию и опытно-экспериментальную деятельность. Педагогам следует активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет. Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на полках, а использовались — как в самостоятельной детской игре, так и в процессе организованной образовательной деятельности.

3. Последний этап работы — активизация игры с макетом. Самостоятельные игры с макетом могут происходить как в помещениях, так и на улице. Для этой цели можно дополнить макет небольшими фигурками человечков, среди которых ребенок обычно находит себя и своих друзей. Передвигая фигурки людей (детей) на макете, ребенок самостоятельно проводит экскурсию, рассказывая об архитектурном объекте, выделяя типичное, обобщенное и индивидуальное в сооружении. Такие задания способствуют и развитию речи. Ребенку предлагается из набора макетов (деревья, люди и пр.) составить общий макет «Территория детского сада» в определенный сезон (лето, весна, осень или зима). Ребенок должен подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года.

Создание макетов предполагает использование созданных детьми продуктов в режиссерской игре. Дети с удовольствием играют в макете квартиры, любят приглашать гостей на новоселье куклы и вносить коррективы в свой план, если увидят что-либо любопытное в игрушечной квартире, обустроенной другим ребенком. Подобные игры с макетами могут быть в «зоопарк» (где дети становятся экскурсоводами) и в «Город строителей». Например, дети строят вольеры, расселяют животных. Могут обустроить так, чтобы в южной части зоопарка были представители жарких стран, а в северной - те, кто любит морозы. Разрабатывая экскурсионный маршрут, нужно продумать, что рассказывать о каждом обитателе. здесь активизируются знания о флоре и фауне каждого уголка земного шара.

Макет — результат конструктивно-творческой деятельности взрослого с воспитанниками и очень привлекательное игровое пространство. На основе готовых макетов проводятся беседы, составляются рассказы вместе с детьми, организуются режиссерские игры. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности.

Литература:

  • Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. - 2010.
  • Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин // Москва. - 2000.
  • Клевцова М. Н., Ходеева С. Ф. Макетирование в детском саду // Молодой ученый. - 2017. - №36. - С. 86-89.
  • Предметно-развивающая среда ДОО. - Сфера.
  • Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Как играть с ребенком. М: Академический проект, 2001.
  • Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: «Гном и Д», 1997.
  • Н.А. Короткова. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.
Категория: Организация предметно-развивающей среды | Добавил: Админ
Просмотров: 158 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]