Формы, методы и средства реализации образовательной программы ДО
2021-Авг-22, 21:03

Формы реализации образовательной программы

В ФГОС дошкольного образования прописано: "реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка". Какие же формы и методы теперь необходимо использовать воспитателю или специалисту детского сада?

Вот некоторые формы реализации образовательной программы в соответствии с видом детской деятельности.

Игровая деятельность: игры с правилами, творческие игры (сюжетно-ролевые и театрализованные), подвижные игры, дидактические игры, игровые упражнения, путешествия, пальчиковые игры.

Самообслуживание, элементарный труд: тренировка культурно-гигиенических навыков в режимных моментах, дежурства, выполнение поручений, труд на групповом участке.

Двигательная деятельность: утренняя зарядка, физкультминутки согласно режиму дня, занятия по физической культуре, подвижные и малоподвижные игры (на прогулке и в группе), пальчиковая, дыхательная гимнастики, выполнение игровых упражнений.

Коммуникативная деятельность: беседы и ситуации, ситуативные разговоры, разучивание пословиц, считалок, поговорок, стихов, песен, викторины, интеллектуальные игры, составление рассказов (по картинкам, игрушкам, из личного опыта).

Изобразительная деятельность и конструирование: творческие мастерские, макетирование, игры с конструкторами, изготовление подарков, оформление выставок и мероприятий, знакомство с произведениями известных художников, скульпторов.

Восприятие произведений художественной литературы: чтение, беседы, разучивание стихотворений, викторины, драматизации.

Познавательно-исследовательская деятельность: наблюдение за природой, проведение опытов и экспериментов, культурно-смысловые контексты (Путешествие по карте, Путешествие по реке времени), ситуации, моделирование, просмотр (альбомов, книг, видео), встречи с интересными людьми, экскурсии, коллекционирование.

Проектная деятельность: создание педагогом таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать.

Игра - ведущий вид деятельности дошкольников, основная форма реализации программы при организации двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкальной деятельности. Виды игр: сюжетная игра, игра с правилами, подвижная игра, театрализованная игра (драматизация и режиссерская), дидактическая игра.

Игровая ситуация - форма работы, направленная на приобретение ребёнком опыта нравственно-ценных действий и поступков, которые он сначала выполняет на основе подражания, по образцу, а затем самостоятельно .

Чтение — основная форма восприятия художественной литературы, а также эффективная форма развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого-педагогической работы разных образовательных областей.

Мастерская - форма организации продуктивной деятельности, позволяет также развивать двигательную (мелкую моторику), коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность.

Ситуации: ситуации морального выбора, ситуации общения и взаимодействия, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуативный разговор с детьми, практические ситуации по интересам детей, ситуационные задачи и др. 

Коллекционирование - форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка. 

Экспериментирование и исследования: практическое, умственное и социальное. Практическое экспериментирование и исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами. Умственное экспериментирование осуществляется только в мысленном плане (в уме). Они осуществляются с помощью поисков ответов на поставленные вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций. Социальное экспериментирование: объект изучения и эксперимента - отношения ребёнка со своим социальным окружением.

Проект — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. 

Викторины и конкурсы - своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей.

Формы работы с детьми делятся на 3 группы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Занятия – это организационная форма работы, элементарная структурообразующая единица учебного процесса, с реализацией определенной части образовательной программы. 

По дидактичес­ким задачам занятия делятся на следующие группы:

  • занятия усво­ения новых знаний, умений;
  • занятия закрепления ранее при­обретенных знаний, умений;
  • занятия творческого примене­ния знаний и умений;
  • комплексные занятия;
  • комбинированные занятия;
  • интегрированные занятия;
  • контрольные занятия (проверочные) занятия.

На занятиях необходимо использовать проблемные ситуации, интегративные задания (объединение знаний, умений вокруг и ради решения вопроса, познания объекта или явления). Методы и приемы, формы работы с детьми должны способствовать развитию у детей инициативы, самостоятельности, обеспечивать осмысленное усвоение детьми информации, осуществлять рефлексивно-корригирующую деятельность, обеспечивающую формирование элементарных навыков самоконтроля.

Методы реализации образовательной программы

Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования. 
Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы используются следующие методы: 

  • методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др. );
  • методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (метод приучения к положительным формам общественного поведения, упражнения, образовательные ситуации);
  • методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);
  • информационно-рецептивный метод - предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение); 
  • репродуктивный метод - создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);
  • метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений; 
  • эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях)
  • исследовательский метод - составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование).

Все формы реализации Программы могут выступать и в качестве методов (проектная деятельность - интегративный метода проектов).
 

Средства реализации образовательной программы - это совокупность материальных и идеальных объектов:

  • демонстрационные и раздаточные;
  • визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
  • естественные и искусственные;
  • реальные и виртуальные;

Средства, направленные на развитие деятельности детей:

  • двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);
  • игровой (игры, игрушки);
  • коммуникативной (дидактический материал);
  • чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
  • познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты,  карты, модели, картины и др.);
  • трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
  • продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);
  • музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).
Категория: Планирование работы с детьми | Добавил: Админ
Просмотров: 61274 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.9/14
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]