Развитие инновационного потенциала педагогов – основа повышения качества дошкольного образования
2022-Окт-18, 14:01

Автор: Иванушкина В.М.

В настоящее время происходит модернизация всей системы общего образования в направлении формирования развитой социально-ориентированной личности, способной адаптироваться в сложных социально-экономических условиях жизни общества и готовой к творческому их преобразованию. Обновление содержания образования заключается в приведении его в соответствие с современными тенденциями развития науки, социальным заказом, а также необходимостью повышения общего культурного уровня подрастающего поколения. Приоритетной задачей образования становится создание оптимальных условий для развития творчества как образовательной системы в целом, так и каждого ее субъекта.

Миссия образовательной организации - развитие активной, интеллектуально развитой, неординарной творческой личности со способностью нестандартного поведения. Для достижения данной цели используются эффективные технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей, что требует высокой квалификации педагогов, являющихся непосредственными организаторами образовательного процесса в учреждении. Педагог - организующее начало в становлении и развитии личности каждого ребенка, и его компетентность, личностные качества являются решающим условием успеха инновационных преобразований образовательной организации. Чтобы получить наилучшие показатели в работе с детьми, необходимо максимально содействовать развитию инновационного потенциала каждого педагога.

Инновационный потенциал педагога – это совокупность профессиональных, социокультурных и творческих характеристик личности, выражающая готовность педагога совершенствовать профессиональную деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность, средств и методов. Это - желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании, реализовывать инновационные идеи, проекты и технологии, проявлять себя как исследователь и разработчик.

Кадровая политика детского сада №114, направленная на развитие инновационного потенциала педагогов, ведется на основе диалогового взаимодействия и заключается в развитии профессиональной компетентности и создания условий для проявления творческой активности педагогов.

В качестве базовых составляющих общей профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения выделены следующие виды компетентности:

  • нормативно-методическая компетентность;
  • личностно-гуманистическая компетентность;
  • проектно-исследовательская компетентность;
  • информационно-коммуникативная компетентность.

Двигатель развития инновационного потенциала – мотивация. Инновационная деятельность педагога общественно мотивирована, но она побуждается и личными внешними и процессуально-содержательными мотивами, детерминирована множеством потребностей (от физиологических до потребности в самоактуализации). Развитие инновационного потенциала педагогических кадров достигается посредством использования таких форм взаимодействия с педагогами, которые будут способствовать раскрытию их внутренних возможностей.

Для каждого вида профессиональной компетентности были определены формы и методы работы с кадрами:

  • нормативно-методическая компетентность: семинары с использованием активных методов обучения, мастер-классы;
  • личностного-гуманистическая компетентность: тренинги, психолого-педагогические лектории;
  • проектно-исследовательская компетентность: реализация проектов, творческие лаборатории, организация опытно-экспериментальной работы;
  • информационно-коммуникативная компетентность: долгосрочный семинар-практикум «Комп и Я».

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической рабо­ты в детском саду, каждый педагог здесь – активный участник коммуникации. Семинар не только повышает уровень знаний и умений, но и побуждает педагогов к инициативности, творческому подходу и активной позиции в своей деятельности. Педагоги приобретают опыт коммуникативных умений, коллективных обсуждений и публичных выступлений, в зависимости от фазы семинара каждый педагог занимает то позицию докладчика, то понимающего, то позицию критика.

Мастер-класс предполагает демонстрацию педагогических способностей, общую культуру, компетентность, образованность, педагогическую и методическую грамотность. Основная его цель – передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок. Мастер-класс состоит из двух частей: ½ - показ работы с детьми; ½ - работа с педагогами с целью трансляции педагогического опыта. Важно умело показать работу с детьми и обсудить с коллегами полученные результаты.

Формированию личностного-гуманистической компетентности способствует тренинг - форма групповой работы, которая учит работать с жизненными ситуациями. В ходе тренинга группа педагогов оказывает тройное воздействие на каждого члена группы:

  • познавательное – участник группы осознает, как его привычное поведение и способы отношений позволяют разрешать ситуации, осмысливает причины своего поведения и понимает, как в дальнейшем более эффективно вести себя в подобных ситуаций;
  • эмоциональное – участник тренинга, поддержанный другими членами группы, осознает свои психологические защитные механизмы, корректирует отношения с другими, изменяет эмоциональное отношение к себе, и, как результат, повышается его самоуважение, стабилизируется самооценка;
  • поведенческое – участник группы вырабатывает адекватные ситуации, способы поведения.

Семинар, мастер-класс, тренинг становятся эффективными формами работы с педагогами при использовании активных методов обучения. Активные методы обучения учат получать новые знания и опыт не путём пассивной фиксации получаемой информации, а в ходе устойчивой и непрерывной мыслительной деятельности, опираясь на собственный опыт и взаимодействие с коллегами. При этом мотивами, которые используются для побуждения педагогов к активности, является профессиональный интерес, творчество, игровой состязательный подход и различные виды эмоционального воздействия.

Мною в методической работе апробированы такие активные методы развития инновационного потенциала, как: проблемный метод (мозговой штурм, кейс-метод, дискуссия), деловая игра, проект. Значимостью данных инновационных методов явилось формирование новой культуры мышления, обеспечивающей осуществление процессов творческих преобразований.

Общая схема проблемных методов следующая: описывается проблемная ситуацию, затем организуется поиск решения, затем выбираются оптимальные.

Один из наиболее продуктивных методов активизации коллективной творческой деятельности - «Мозговой штурм». В основе этого метода лежит свободное высказывание участниками самых разных идей, которые могут способствовать разрешению проблемы.

«Мозговой штурм» проводится в несколько этапов:

1 этап - генерирование способов решения проблемы, когда участник штурма предлагает свой вариант, пока на уровне идеи. Регламент на каждую идею отводится в пределах 1-2-х мин., доказательств не требуется. Все идеи протоколируются или записываются на магнитофон. На этом этапе запрещена любая критика, в том числе скрытая, в виде скептических улыбок, жестов, мимики. Общее число предложений не должно превышать примерно половины числа участников. Чем больше идей, тем лучше! Пусть это будут даже абсурдные идеи.

2 этап - поиск аргументов в поддержку предложенных способов решений. По числу зафиксированных идей создается несколько малых групп, путем жребия распределяются идеи между группами; далее в течение 8-10 минут каждая группа нарабатывает как можно большее число аргументов в пользу доставшейся ей идее, даже если сам способ решения и не очень нравится участникам.

3 этап - отбор наиболее аргументированных способов решения. Руководитель каждой группы излагает наработанные группой аргументы, а затем начинается обсуждение с целью отбора приблизительно половины из имеющихся вариантов для дальнейшей проработки.

4 этап - критика отобранных решений. Из карточек с идеями изымаются те, которые не прошли предыдущий этап. И далее вновь в групповой работе (аналогично второму этапу) идет острая, но доказательная критика доставшегося варианта.

5 этап - выбор наиболее продуктивных способов решения, для которых нашлось меньше всего критических суждений по методике третьего этапа.

Для активизации процесса генерирования идей в ходе «штурма» используются такие приемы, как: инверсия (сделай наоборот), аналогия (сделай так, как это сделано в другом решении), эмпатия (считай себя частью задачи, выясни при этом свои чувства, ощущения), фантазия (сделай нечто фантастическое).

В итоге обсуждения находится решение проблемы (но будет неправильно, если оно будет единственным - желательно иметь два или три варианта). Педагогам надо привыкать к пониманию множественности истин, допустимости и естественности несовпадающих путей к одному и тому же результату.

Эффективен в работе с кадрами метод кейсов ("case study") - анализ конкретных ситуаций. Кейс представляет описание конкретной ситуации («фотография действительности»), требующей практического разрешения.

Особенность и привлекательность метода кейсов в том, что он позволяет промоделировать реальную проблему, с которой возможно придется столкнуться на практике. Кейсы развивают аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывают умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать управленческие решения. Педагоги, работая с ситуацией, учатся правильно ставить задачи, выявлять ключевые факторы, аргументировать свои позиции и решения.

Типы кейсов: ситуация-проблема, ситуация-оценка, ситуация-иллюстрация, ситуация-упреждение. Кейсы могут быть представлены в различной форме, от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Кейс может содержать описание одного события в одной группе или историю развития детского сада за многие годы. Кейсы могут быть представлены в самых различных видах: печатном, видео, аудио т.д.

Пример: кейс-ситуация структуры детского сада и его место в социуме представлена для обсуждения на семинаре «Детский сад – открытая развивающаяся система».

Схема использования метода "case study" в работе с педагогами:

  • Подготовительный этап (до семинара): педагоги получают задание познакомиться с ситуацией, уяснить суть дела - основные проблемные вопросы, мысленно сформулировать свою стратегию поведения в предстоящем обсуждении.
  • Работа в малых творческих группах (4-5 человек): в которых происходит первое обсуждение ситуации и коллективное решение поставленных задач.
  • Работа в большой группе (все малые группы собираются вместе) происходит в форме дискуссии (1,5-2 часа). Представители малых групп аргументируют свои позиции. Дается рациональная оценка различных ситуации, а на этой основе - выработка общего коллективного решения с учетом альтернатив.

Одним из методов группового взаимодействия является дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Этот метод обеспечивает активное включение педагогов в поиск истины, создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия. В качестве своеобразной технологии дискуссия сама включает в себя такие методы, как «Мозговой штурм», кейс-метод.

Развивающая функция дискуссии связана со стимулированием творчества обучающихся, развитием их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов, с повышением коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс. Приемы активизации педагогов:

  • Подведение педагогов к противоречию с дальнейшим нахождением ими способа его разрешения.
  • Сталкивание противоречий практической деятельности.
  • Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос.
  • Рассмотрение явления с различных позиций, например, воспитателя, заведующей детского сада, родителей и др.
  • Сравнение, обобщение, сопоставление фактов, выводы из ситуации.
  • Постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование конкретизацию, логику рассуждения.

В расчете на хорошо подготовленных педагогов, умеющих работать творчески, апробирована театрализованная дискуссия. Дискуссия начинается с изложения "ведущим теоретиком" своей теории. Затем формулируются вопросы как самим теоретиком, так и "оппонентами", которые позволят закрепить знания. Успех зависит от готовности каж­дого к сотрудничеству, от умения сравнивать разные системы ценностей, вести диалог. В дискуссии «История изобразительного искусства» каждый из участников стал на некоторое время представите­лем какого-либо течения живописи, носителем определённых художественных ценностей и выразителем их в процессе диалога. Он вырабатывал своё собственное отношение как к «своей» теории, так и к другим школам. Смысл «диалога теоретиков» в том, чтобы оценить вклад каждой теории в художественную культуру.

Эффективным способом «выращивания» инновационной культуры педагогов выступают деловые игры. По определению игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.

Проектирование деловой игры включает три этапа: подготовки, проведения, анализа и обобщения. С помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы) в деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным сущностным характеристикам с реальной. Вместе с тем, в деловой игре воспроизводятся лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени. Например, родительское собрание может быть разыграно за одно игровое занятие, а разработка программы развития дошкольного учреждения - до трех.

В работе с педагогами-дошкольниками используются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые и др. В имитационных играх имитируется деятельность педагога, ребенка, группы, их конкретная деятельность и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность. Операционные игры помогают отрабатывать конкретные специфические операции, например, методики рисования. В ролевых играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретных лиц. Для проведения этих игр разрабатывается модель-пьеса ситуации, между педагогами распределяются роли с обязательным содержанием. Например, воспитатель, инициатор конфликта, защитники.

Велением времени вызвана необходимость овладения проектно-исследовательской компетентностью. Педагог является проводником изменений в образовании и работает в условиях перемен: увеличения объема научно-методической и научно-исследовательской составляющих в структуре педагогической деятельности, он активно вовлекается в инновационную деятельность в образовании, в процесс создания новых образцов педагогической практики и в их научное осмысление.

Проектно-исследовательская компетентность педагога может определяться как способность и готовность личности самостоятельно и эффективно выполнять научно-исследовательскую деятельность, прогнозировать ее результаты и применять их на практике. Вовлечение максимального количества педагогов в научно-исследовательскую деятельность возможно при организации опытно-экспериментальной работы.

Важным в развитии инновационного потенциала является формирование способности педагога к проектной деятельности, когда надо не просто высказать идею, свой способ решения проблемы, а изложить его в виде полностью проработанного плана (проекта) и уметь оценить его конкурентоспособность. К тому же если воспитатель или специалист дошкольного учреждения будет обучен технологии проектирования, то он будет пользоваться этой технологией и в работе с детьми, а только при организации такого обучения возможно на самом деле обучение в сотрудничестве.

Виды проектов:

  • Исследовательские - полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
  • Творческие - не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности, подчиняются жанру конечного результата (газета, видеофильм, праздник и т. п.), но оформление результатов проекта требует четкой продуманной структуры в виде сценария фильма, праздника, дизайна рубрик газеты, альбома и т. п.
  • Информационные - направленные на сбор информации о каком-то объекте, явлении.
  • Социально-значимые - отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности его участников, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников проекта или какой-либо группы людей.

Большую часть проектирования (сбор информации, анализ, проведение исследований, экспертиза и т.д.) педагоги выполняют довольно длительное время. Некоторые проекты по социальной направленности приобретают большее значение для всего дошкольного учреждения в целом (такие как - выпуск буклета ДОУ; подготовка страниц газеты; оформление проведенных социологических исследований).

Приложение

Семинар "Детский сад – открытая развивающаяся система»

Цель: включить педагогов дошкольного учреждения в поиск решения проблемы развития детского сада как открытой развивающейся системы, активизировать инновационный потенциал педагогов, учить общаться, вести дискуссию, вырабатывать единое мнение в микрогруппах.

Первое занятие семинара было посвящено рассмотрению уровня развития дошкольного учреждения на данном этапе. Была представлена кейс-ситуация структуры детского сада и его место в социуме, после чего микрогруппы работали над схемой данной структуры и последующего развития учреждения.

На втором занятии семинара была начата разработка социально-значимого проекта "Детский сад – открытая развивающаяся система», намечена схема развития учреждения (договора с социальными институтами детства, издательская деятельность, совместные мероприятия). Разработка проекта продолжалась в группах между семинарскими занятиями.

На третьем занятии педагоги были разбиты на микрогруппы, которые начали работу каждый по своему направлению: одна из них разрабатывала развернутый план на год работы с социальными институтами детства, другая – стратегию издательской деятельности, третья – план PR- мероприятий, четвертая - взаимодействие с семьей. Работа микрогрупп продолжилась после занятия, обсуждалась, корректировалась.

На четвертом занятии - подведение итогов работы микрогрупп, защита представленных работ, определение критериев оценки и рейтинговая оценка.

Пятое занятие было посвящено использованию ИКТ для развития дошкольного учреждения. Педагоги представили варианты использования информационно-коммуникативных технологий для реализации проекта «Детский сад – открытая развивающаяся система»: презентации дошкольного учреждения, группы, работы по отдельным направлениям (по личному выбору), варианты предполагаемых сайтов, Web-страниц и пр.

Категория: Мои статьи | Добавил: Админ
Просмотров: 1160 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]