Педагогическая мастерская
2022-Май-04, 12:24

Понятие «мастерская» пришло в педагогику из сферы творчества, изначально подразумевая место, где создается что-то новое, до сегодняшнего дня не существовавшее.

Сегодня в дошкольном образовании постоянно появляется что-тот новое, и важно в работе с кадрами использовать формы работы, которые будут содействовать освоению этого нового, современных программ и технологий, методов работы с детьми. Современна такая форма методической работы, как педагогическая мастерская. Эта форма работы также используется сегодня при проведении форумов педагогов, конференций и семинаров, при организации курсов повышения квалификации педагогов. Она позволяет включить педагогов в процесс творческой познавательной деятельности, помочь им совершить открытия, подарить радость создания нового, самостоятельно полученного знания.

Педагогическая мастерская - одна из интенсивных технологий обучения педагогов, включающая каждого из ее участников в "самостроительство" своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач. Руководитель мастерской (мастер) озабочен не только передачей знаний и умений своим коллегам (или подчиненным), но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый педагог ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого.

Принципы построения педагогической мастерской отличаются, на первый взгляд, от принятых в традиционной педагогике, но ни в коей мере не противоречат основным положениям дидактики. Скорее можно говорить о совершенствовании и приведении традиционных постулатов в соответствие с изменяющимся обществом. 

Практически отсутствует прямая передача информации в готовом виде. Но проблема не определяется мастером, он создает условия для того, чтобы участники сами ее увидели и осознали, поставили необходимые для разрешения вопросы и попытались найти на них ответы. Решить обозначенную проблему помогает: создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении; включение эмоциональной сферы участников, обращение к их чувствам, пробуждение у каждого личной заинтересованности в изучении проблемы (темы). Мастер не торопится отвечать на вопросы, подает необходимую информацию малыми дозами только при возникновении потребности в ней, по возможности стараясь свести собственную информативную, просветительскую функцию к минимуму, отсылая педагогов за консультацией к первоисточникам (книгам, статьям, словарям, энциклопедиям), коллегам, дальше продвинувшимся в освоении вопроса. Атмосфера взаимопомощи, сотрудничества, взаимной поддержки, создаваемая в мастерской, позволяет через взаимодействие педагогов с разным уровнем подготовки обеспечить взаимосвязь процессов самообучения, самовоспитания и взаимообучения, взаимовоспитания.

Важнейшие принципы педагогической мастерской : «Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю», «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем». Постулаты: «все способны», «каждый имеет право высказать свою точку зрения», «уважение мнения партнера», «отсутствие официального оценивания», «важно не только, что мы узнаем, но и какие чувства и эмоции мы при этом испытываем».

Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет некий общий алгоритм (шаги процесса). Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, спичками, схемами и моделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И в заключении - рефлексивная деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания.

Технологические этапы:

1 этап – индукция (наведение) - это организация мастером индивидуального задания, которое требует от каждого участника при его выполнении принятия независимого решения, отражения в нем своего понимания, своего видения проблемы. Для решения выше обозначенной задачи используется набор индукторов – индикаторов, которые «натолкнут» на осознание проблемы, заставят заинтересоваться поисками вариантов ее решения. В качестве индуктора могут быть использованы совершенно разные явления – загадочно звучащее слово; стихотворение; неизвестное понятие, термин; изображение незнакомого предмета, животного, человека, памятника архитектуры, картины, исторического события; непривычный звук, шум, музыкальный отрывок; запах, цвет, графический знак, загадка; необычное задание.

2 этап - самоконструкция - предполагает переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы,  постановки вопросов, оценки ситуации, выдвижения участниками мастерской гипотез, объяснения фактов и явлений, решения задач и т.п., создания первичного текста, рисунка, проекта. После выполнения задания индивидуально, каждый сообщает свою точку зрения на вопрос, характеризует свое видение проблемы и варианты ее решения. Мастер должен обеспечить фиксацию высказываемых мыслей (на доске или на листе), не выделяя верные или неправильные суждения.

3 этап - социоконструкция. Работа в парах, микрогруппах, которые сформированы на основе сходства точек зрения на рассматриваемую проблему. Каждый участник может выбрать себе пару сам, мастер также участвует в работе и может стать напарником любого педагога. Объединение гипотез, взаимная оценка индивидуально созданных проектов, позволяет педагогам сопоставить свои знания, скорректировать их с учетом полученной в процессе взаимодействия информации. В конце этапа появившиеся идеи, гипотезы могут быть озвучены и зафиксированы. Продуктом работы в паре или группе является общий вариант решения.

4 этап - социализация. Осуществляется процесс рассмотрения гипотез, проектов, идей в объединениях, которые включают не более пяти человек. Обсуждение проблемы осуществляется на основе принципов толерантного отношения к мнению товарища, отсутствия доминирующей позиции и мнения кого-то из участников мастерской. Групповая работа обеспечивает интеграцию идей, вариантов, вопросов, проблем, оформление общего проекта, разработку модели, совместную корректировку гипотезы. 

5 этап - афиширование. Результаты работы групп предлагаются для рассмотрения всем участникам мастерской, организуется афиширование работ участников мастерской и мастера, «презентация» различных точек зрения на проблему в форме текстов, стихотворений, рисунков, схем, проектов и т.д. Основная задача этапа – обеспечить, в некотором смысле, «официальное» признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта.

6 этап - разрыв. Сопоставление участниками мастерской своих работ с работами других педагогов, с научными текстами (культурно-историческими образцами). Участники мастерской осознают разнообразие вариантов решения проблемы, необходимость получения дополнительной информации, которая позволит лучше вникнуть в суть вопроса, адекватно оценить разнообразие ответов на него, разобраться в калейдоскопе мнений, идей, точек зрения, упорядочить полученный опыт, дополнить его. Разрыв предполагает возникновение у педагогов в некоторой степени внутреннего противоречия, своеобразного эмоционального конфликта между имевшимися у него и новыми знаниями. Для того, чтобы разрешить несоответствие, требуется дополнительная информация, сверка с авторитетными источниками, поиск доказательств достоверности полученного в мастерской нового знания.

Таким образом, происходит осмысление полученного эмпирическим (на уровне интуиции) путем опыта через формулирование теоретических положений, установление причинно-следственных связей, обоснование сделанных выводов. Результаты совершенных участниками мастерской «открытий» сопоставляются с системой научных знаний, анализируются, выдвигаются новые познавательные, исследовательские, творческие проблемы, требующие решения в дальнейшем. Важно, чтобы источник новой информации был достаточно авторитетен.

Ситуация разрыва создает предпосылки для принятия педагогами решения о продолжении своей деятельности:

1) развития своего образовательного продукта (если он оказался идентичным культурно-историческому аналогу);

2) преобразовании своего продукта.

7 этап - рефлексия. Мастер создает условия для вербального оформления тех переживаний, которые сопровождали процесс творческой познавательной деятельности педагогов, предоставляя каждому возможность высказаться и рассказать о том, что для него было наиболее важным и значимым. В процессе рефлексии проводится разнообразная мыслительная работа: 

  • могут обсуждаться и фиксироваться способы деятельности, которые применялись в мастерской и которые освоили педагоги;
  • осознаются те отдельные продукты, которые созданы отдельными педагогами, обозначаются нерешенные проблемы;
  • очерчивается «область незнания»;
  • принимаются решения о дальнейшей поисковой деятельности, отбираются темы проектов, предлагаются вопросы для обсуждения и изучения.

У участников мастерской должен произойти «инсайд» – озарение, они должны пережить радость открытия нового, познания неизвестного, свободного, не скованного авторитетными мнениями, творчества.

Возможные алгоритмы мастерских

Алгоритм 1. Индукция - самоконструкция – социоконструкция - социализация - афиширование - разрыв - рефлексия.

Алгоритм 2. Индукция - панель - работа с литературой - обсуждение в парах, а затем в группах - постановка вопросов - выбор группой вопроса для исследовательской работы - понимание проблемы каждым - социализация в группе - поиск гипотезы каждым - выбор наиболее вероятной гипотезы в группе - социализация - планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы - представление выводов - коррекция - обмен проблемами - оценка каждой группой представленных им выводов и возможности их использования при решении поставленной проблемы (социализация).

Алгоритм 3. Слово мастера - индивидуальная работа с полученной информацией - работа с литературой - составление и сбор вопросов по изученной теме - выбор вопроса каждой группой - работа с литературой - панель - слово мастера - формулирование выводов - социализация.

Алгоритм 4. Индуктор - создание модели объекта, понятия, действия, схемы, рисунка - описание свойства продукта - обмен описаниями - воспроизведение модели по описанию - обмен построенными моделями -уточнение описания модели - слово мастера - использование на практике каждым из участников группы - обмен заданиями в группе  - выделение условий правильного выполнения задания - обмен заданиями и моделями к ним между группами - корректировка моделей.

Алгоритм 5. Мастер предлагает 2-3 темы - выбор - каждый просматривает литературу по выбранной теме, формулирует проблему исследования - обнародование проблемы - каждый выясняет все, что он знает по этой проблеме – создание групп по схожим проблемам - формулирование обшей темы исследования - создание банка данных - план исследования – работа по плану индивидуальная, парная, групповая - обсуждение в группе – оформление первого результата - представление - каждая группа, после знакомства с результатами исследования других групп, составляет для них задание (мастер также) – работа над заданиями – оформление и представление второго результата исследования – индивидуальное размышление о проблеме – подготовка и оформление индивидуальных результатов.

Алгоритм 6. Разговор в группах по новой теме – панель – в группах привести пример нового понятия – группы обмениваются примерами, дают их обоснование, предлагают решения проблем, связанных с новым понятием – группы получают свои примеры с обоснованием, которое предложили их соседи – коррекция – группы представляют свои примеры на доске – вопросы других групп – коррекция – группы у доски говорят о тех моментах, которые они исправили – каждый записывает в своей тетради всю необходимую информацию.

Категория: Работа с кадрами | Добавил: Админ
Просмотров: 4 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]