Главная » Файлы » Работа ДОО » Семинар

Семинар "Вышивка - отражение души народа"
[ Скачать с сервера (6.46 Mb) ] 2015-Мар-01, 21:47

1 занятие (теоретическое) - 5 марта 2015г. Тема: "История вышивки. Единая символика и особенность вышивки разных народов".

2 занятие (практическое) - 12 марта 2015г. Мастер-класс "Традиционная русская вышивка".

3 занятие (практическое) - 19 марта 2015г. Мастер-класс "Традиционная мордовская вышивка".

4 занятие (практическое) - 26 марта 2015г. Мастер-класс "Традиционная татарская вышивка".

Материал 1 занятия (теория):

Вышивка - это искусство украшения ткани стежками, которые обогащают ее поверхность и подчеркивают красоту. Это один из самых распространенных видов рукоделия. История возникновения вышивки уходит далеко в глубь веков. Вышивка тесно связана с появлением первого стежка при изготовлении одежды. Материалом для вышивки в разные далекие времена служили и жилы животных, и нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка, также применялся и натуральный волос.

Известно, что древний человек был охотником. Он знал, что сила зверя заключалась в бивне – это его оружие. Бивень или его срез рисовали в виде ромба. Этот знак содержал в себе силу и могущество. Поэтому древний человек рисовал его на своем теле, предметах, которые его окружали. Набегающие друг на друга ромбы - знак счастливой охоты, удачи, знак жизни, плодородия. Для того чтобы поля были щедры на урожай, человек просил у Неба, Солнца и Земли удачи, творил заклинания. Для этого он повторял узоры. А также: волнистые линии символизировали воду, горизонтальные - землю, косые - дождь, пересекающий путь к солнцу, точки между ними - зерна, брошенные в нее. Часто древние мастера изображали знаки, которые обозначали солнце. Это солярные знаки. Солнце за тысячелетия получило великое множество вариантов изображения. К ним относятся и разнообразные кресты - как в круге, так и без него. Некоторые кресты в круге очень похожи на изображение колеса, и это неспроста: человек видел, как солнце двигалось, то есть "катилось" по небу, как огненное колесо. Вечное движение небесного светила было отмечено крючковатым крестом, свастикой. Много тайн могут раскрыть древние орнаменты. Разгадывая их, мы начинаем понимать, что язык символов предков передавал нам свое отношение к природе. Преклоняясь перед ней, как бы прося у нее милости, защиты, покровительства, древний мастер выводил рукой своеобразные заклинания в виде орнамента. Заметим, что народ тщательно отбирал из множества знаков и бережно хранил лишь те, что, по его мнению, способствовали благу, хорошему урожаю, изобилию, удаче.

Первая вышивка на ткани появилась в древнем Китае. Согласно письменным источникам, данный вид прикладного искусства зародился в эпоху Троецарствия (Древний Китай, более 2 тысяч лет назад.). Вышивали золотыми и серебряными нитками, очень искусно. Вышитые изделия сохранились и до наших дней. Вышивка делается на полупрозрачном шелке. Узелки прячут так что обе стороны вышивки кажутся лицевыми. Отдельным видом двусторонней вышивки, требующим высшего мастерства, является исполнение двух разных сюжетов на разных сторонах одного полотна (два разных пейзажа, тигр и павлин, кот и собака)! При этом вышивальщица прячет нити одного изображения под нити другого и добивается полного совпадения размеров изображаемых объектов – глядя на разноцветного павлина, невозможно догадаться, что на противоположной стороне вышит желто-коричневый тигр! Весь секрет в том, что вышивкой с обеих сторон покрывалась вся поверхность ткани – и фон в том числе (разумеется под цвет фона). В книге "Тайные сокровища Цинов" написано, что мастера вышивки используют иглы, тонкие как волос. Цвета столь ярки, что слепят глаза, пейзажи, цветы и птицы словно оживают.

Однако греки приписывают изобретение вышивания Минерве, Афине-Палладе. Легенда об Арахне, подробно переданная в метаморфозах Овидия, рассказывает, что дочь красильщика Идмона в Колофоне, выучившись у богини ткать и вышивать, превзошла в этом искусстве свою преподавательницу и, вызвав её на состязание, победила в большой вышивке, изображающей похождения богов. Минерва, рассерженная своим поражением, бросила челнок в голову соперницы; Арахна с горя повесилась и была богиней превращена в паука. В Одиссее упоминается о вышивании и указывается на великолепный плащ Улисса, передняя часть которого была богато разукрашена золотым шитьем. Точно так же у Гомера говорится, что Парисом привезены были в Трою богатые вышивки из Тира и Сидона, славившихся уже в те времена своим искусством, а в III песне Илиады описываются занятия Елены, вышивавшей по белоснежной ткани битвы из-за неё троян и греков. Более развитое искусство вышивания заимствовано греками у персов, когда во время походов Александра Македонского они познакомились с роскошью азиатских народов

Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное. Каждая народность сохраняла в вышивках самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам, понятиям о красоте. Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.

Гладь считалась вышивкой для украшения знати и их домов, а также для храмовых полотен с религиозными изображениями. Для этого использовались шелковые нити, золото и серебро. Остальное население больше тяготело к орнаментальным узорам и более простым техникам, таким, как вышивка крестом, полукрестом, стебельчатым швом, тамбурным швом и др. 

 

Человек, живший постоянно среди природы и наблюдавший за нею, уже с глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки-символы, с помощью которых он выражал свое восприятие к окружающему миру, свое отношение к непонятным явлениям природы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла, были одним из средств общения. Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки. Так возникли орнаменты - последовательное повторение отдельных узоров или их группы (такое повторение нескольких элементов рисунка носит название раппорт.) По своим мотивам орнамент может быть:

  • геометрический - состоящий из различных геометрических элементов;
  • меандровый - в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меандр;
  • растительный или фитоморфный - составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;
  • животный - в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых
  • птичий- составлен из стилизованных фигур птиц;
  • человекообразный - с изображением человеческих фигур и полуфигур;
  • шрифтовый (вязь) - напоминающий стилизованные надписи, встречается в среднеазиатских вышивках.

Орнамент - бывает:

  • ленточным - в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его;
  • сетчатым - при котором вся поверхность заполнена узором;
  • центрическим или розеточным - в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб, или многоугольник (розетку), расположенный в центре украшаемого изделия.

Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное. Каждая народность сохраняла в вышивках самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам, понятиям о красоте. Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.

Орнамент народных вышивок всегда тесно связан со структурой ткани домашнего изготовления. Поэтому большинство узоров состоит из геометрических фигур. Постоянными элементами геометрических орнаментов являются отдельные фигуры в виде точек, прямых и ломаных линий, кругов, крестов, треугольников, квадратов, розеток. Геометрический орнамент характеризуется не только разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения. Основным и наиболее типовым является ромб или поставленный на угол квадрат. Ромбы-фигуры могут быть пересечены диагоналями, с отростками - продленными сторонами, с крючками, маленькими ромбиками на углах, могут быть заключены в квадраты и ромбы большего размера, расположены рядами, наложены друг на друга углами. Довольно часто промежутки между отдельными фигурами одного орнамента заполняются другими фигурами, которые не только дополняют его, но и создают новый узор. Большую роль в различных вариантах геометрического орнамента играют размеры узора и пропорциональное соотношения его частей.

Очень важную роль во всех видах творчества играет колорит - гармоническое сочетание цветов и их оттенков. В большинстве своем колорит является визитной карточкой республики, области, района и даже отдельного села. Гармоническое сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, светлых и темных тонов. Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения цвета ниток в вышивке, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым. Нужно помнить, что фон изделия всегда дополняет узор, и потому его цвет должен подчеркивать ритмичность повторения каждого отдельного мотива или фигуры.

Столетиями отрабатывалось традиционное расположение и соотношение частей узора, их единство с кроем одежды и обуви, размещение орнаментальных композиций, подчеркивающих формы человеческой фигуры или украшаемых предметов. Орнаментальные мотивы, располагаясь по всей поверхности изделия или какой-то его части не только украшали, но и подчеркивали его форму и размеры. Современные варианты расположения орнаментов на том или другом изделии зависят от его назначения, размеров и формы, вкуса, чувства меры вышивальщицы, ее знания, традиций и фантазии. Компонуя узор, всегда необходимо выделить его центральную часть.

Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является "ромб". В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери - прародительнице - непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб - "репей" в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного "цвета" - молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была "розетка", состоящая из 8- ми лепестков - лопастей, соединенных в центре Она выступает как символ женского начала, плодородия. Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает "мировое дерево" - дерево жизни. Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура. Она может выступать в различных композициях: в центре, всадники или птицы по сторонам; держащая ветки илисветильники; с птицами в руках и т. д. Все эта сюжеты различаются по характеру их трактовки. Но в большинстве из них женщина Богиня-Мать, олицетворяющая Сырую Землю, выступает покровительницей земледелия, плодородия земли. Традиционная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени.

Русская вышивка имеет свою многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, которые  относятся к IX-XII векам.  Люди издавна передавали красоту природы, свои ощущения условными знаками и узорами: крестами, линиями, ромбами и многими другими способами. Также и наши предки выражали свое восприятие к непонятным явлениям природы,  к окружающему миру   с помощью условных знаков – символов. По народным поверьям, вышивка крестом должна была не только украшать одежду, предметы быта, но и оберегать от любого зла. Особенно ценными в этом плане считались  обыденные полотенца.

Первоначально вышивка на Руси была занятием для избранных, в их число входили монахи и представители знати. Материалом для работы служили дорогие ткани – шелк или бархат, жемчуг, драгоценные камни, серебряные или золотые нити. Подобной вышивкой украшали не только одежду бояр и членов царской семьи, но и облачения церковнослужителей, убранство для храмов. Одной из самых искусных мастериц того времени была Ксения -  дочь  известного русского царя Бориса Годунова. До наших дней сохранилась ее работа, выполненная в 1601 году. Это было покрывало, которое она сделала специально для царского престола. Начиная с XVIII века, вышивка перестает быть привилегией знати. Она переходит в разряд обязательных занятий простых крестьянских девушек.  Безусловно, их работы выполнялись не из дорогих материалов. Но художественная ценность их была ничуть не меньше. Крестьянские рукодельницы умело подбирали узоры, сочетали цвета и  мастерски выполняли различные стежки, все это помогало им создавать невероятной красоты шедевры.

Вышивкой в то время занимались, в основном, женщины. Девочек начинали учить вышивать уже с 5 -6 лет, а к 13 - 15 годам они должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые крестом скатерти, подзоры, полотенца (их было около ста) и головные уборы. Уже перед самой свадьбой устраивали публичный показ приданого, что свидетельствовало о трудолюбии, аккуратности и мастерстве  невесты.

Русская вышивка была очень подвержена влиянию рукоделия со стороны Византии. Поэтому переплетение стилей часто присутствует в работах мастериц. Но сочетание исконно русских мотивов с наследием иностранных школ вышивания нисколько не портит, а даже наоборот, привносит в этот вид рукоделия особые прелесть и неповторимость.

Первоначально вышивка на Руси была занятием для избранных, в их число входили монахи и представители знати. Материалом для работы служили дорогие ткани – шелк или бархат, жемчуг, драгоценные камни, серебряные или золотые нити. Подобной вышивкой украшали не только одежду бояр и членов царской семьи, но и облачения церковнослужителей, убранство для храмов. Одной из самых искусных мастериц того времени была Ксения -  дочь  известного русского царя Бориса Годунова. До наших дней сохранилась ее работа, выполненная в 1601 году. Это было покрывало, которое она сделала специально для царского престола. Начиная с XVIII века, вышивка перестает быть привилегией знати. Она переходит в разряд обязательных занятий простых крестьянских девушек.  Безусловно, их работы выполнялись не из дорогих материалов. Но художественная ценность их была ничуть не меньше. Крестьянские рукодельницы умело подбирали узоры, сочетали цвета и  мастерски выполняли различные стежки, все это помогало им создавать невероятной красоты шедевры.

Различные виды швов, применяемые в русской вышивке, можно разделить на две большие группы: выполняемые по счету нитей ткани и по свободному, заранее нарисованному контуру. Вышивка крестом - один из символов жизни наших предков. Крест всегда был оберегом, помогающим отогнать злых духов и защитить. Начало истории возникновения вышивки крестом среди Русичей доподлинно неизвестно, но найденные на территории древнего государства полотна, датируемые девятым - двенадцатым веками, свидетельствуют о том, что уже в то время искусство вышивания было не просто развито, но находилось на высочайшем уровне.

Татарская вышивка

Обычно татарская вышивка использует многоцветную палитру нитей. Среди разнообразия цветовых решений своим изяществом и изысканной красотой выделяются две группы полотенец: вышитые белым шелком и золотосеребряными нитями. Справедливо сравнение этих узоров, легких и плотных одновременно, с ажурной вязью искусных татарских ювелиров. Это сходство с драгоценным украшением усиливали включения золотых и цветных шелковых нитей, а также часто используемая отделка в виде узкой полосы фабричного золотого позумента, золотой бахромы, в которую иногда вплетались металлические украшения. Полотенца с классическим изысканным узором расшиты тамбуром, который был и остается самой популярной техникой татарских вышивок. Вышивальщица словно рисует тамбурным швом по поверхности ткани контуры прихотливых узоров, заполняя их затем разноцветными цепочками того же шва.

Древние истоки тамбурного шва связывают с искусством кочевников. Правда, в татарской вышивке мы не найдем мотивов, которые бы обнаруживали зримые ассоциации с искусством тюрко-монгольского мира. Орнаментальный набор татарской вышивки – это мотивы цветочные, образующие разнообразные бордюры из цветов и побегов, букеты и композиции из них. Влияние тамбурной техники в длительном процессе отбора мотивов бесспорно: тамбурная цепочка, способная создавать свободный графический рисунок, насыщать его цветным заполнением, привела к рождению самых разных цветочно-растительных мотивов, природные прототипы которых легко узнаются. В этом смысле вышивка, в отличие от других видов традиционного искусства татар, более всего тяготеет к реалистической трактовке орнаментальных форм. Можно сказать, что основная тема, звучащая в вышивке, – это тема вечного цветения природы, богатства и красоты растительного мира.

Категория: Семинар | Добавил: Админ
Просмотров: 1142 | Загрузок: 43 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 катю  
Спасибо. Так хочется научиться вышивать гладью.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Актуально
Что детям почитать? Рекомендации для воспитателей
Воркшоп «ФГОС ДО и проблемы образовательного процесса ДОУ»
Начата регистрация на открытую программу конференции ECCE
ВЦ ПП
Педагогам
Современная игра
Йохокуб
Игры Татьян...
Робототехни...
Бизидомики ...
Случайная статья
Акварели Виктории Кирдий - источник радости и вдохновения
Педагогическая технология «Клубный час»
Вебинар «Парциальные программы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях вариативного образования»
Советуем почитать
Н.А. Коротк...
О методике ...
Шкалы для к...
Ю. Гиппенре...
Внимание-конкурс
Страна экологическая
III Международный конкурс детского рисунка «Мы – дети Космоса»
Всероссийский конкурс-смотр "Лучшие детские сады России 2019"
Наглядность
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа