Методика воспитания Антона Макаренко
2023-Янв-30, 11:44

В 1988 году международная организация ЮНЕСКО включила Антона Макаренко в список величайших педагогов XX века. Его «Педагогическая поэма» переведена на 36 языков и издаётся за рубежом большими тиражами. В Германии для изучения его наследия создана лаборатория «Макаренко-реферат», но особую популярность идеи Антона Семёновича получили в Японии - там их применяют не только для воспитания детей, но и в управлении корпорациями. В то же время на постсоветском пространстве система Макаренко практически забыта. 

Кто такой Макаренко и как им была создана система воспитания?

Антон Семёнович Макаренко родился 1 (13) марта 1888 года в городе Белополье Сумской области. Отец работал рабочим-маляром в железнодорожных мастерских, мама – дочь мелкого чиновника Крюковского интендантства, была домохозяйкой. Отец, хоть и был простым рабочим, любил читать и прививал любовь к книгам у детей.

В 1895-м Макаренко начал обучение в двухклассной начальной школе, которое было для него трудным. Он сильно выделялся на фоне других учеников своими знаниями, и одноклассники издевались над ним. Антон рос очень замкнутым, к тому же носил очки. В возрасте тринадцати лет Антон с родителями сменил место жительства, семья поселилась в городе Крюкове, где он стал учеником Кременчугского 4-классного городского училища, после окончания которого получил несколько похвальных грамот и аттестат с отличием. В 1905 году, окончив училище, Макаренко проходит годичные педагогические курсы и в 1911 году в возрасте семнадцати лет начинает преподавать в железнодорожном техникуме на станции Долинская под Херсоном, где проработал по октябрь 1914 года.

Достаточно быстро молодой педагог понял, что имеющихся знаний очень мало для успешной работы. В 1914-м Антон становится студентом Полтавского учительского института, в 1917 году оканчивает его с золотой медалью и становится преподавателем Полтавской высшей начальной школы, где проработал до конца 1917 года, затем переезжает в Крюков.

В 1920 году Полтавское управление образованием поручило молодому педагогу возглавить колонию для беспризорных детей (после войны и двух революций на территории РСФСР насчитывалось от 4,5 до 7 миллионов детей-беспризорников, которые занимались попрошайничеством и воровством). Штат колонии в селе Ковалёвка состоял из трёх учителей (двое из которых - женщины) и завхоза. Никакой охраны не было. В распоряжении руководителя находилось полуразрушенное здание, несколько мешков муки и револьвер с шестью патронами. 

В декабре 1920 года прислали первых подопечных - это были крепкие, достаточно взрослые ребята (многие беспризорники занижали свой возраст, чтобы избежать тюрьмы). Они вели себя так, будто приехали на отдых: перезимовать «на казённых щах» представлялось им отличной перспективой. Они ели, когда была еда, а когда не было, воровали по соседним деревням, проводили дни за игрой в карты и ножички, а все попытки привлечь их к учёбе и работе встречали по-воровски вежливым отказом, в котором без труда читалась угроза. Макаренко с отчаянием пришлось признать, что стандартные методы воздействия здесь не работают. 

«Я с отвращением думал о педагогической науке: «Сколько тысяч лет она существует! Какие имена, какие блестящие мысли! Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время… с одним хулиганом нельзя управиться!» (А. С. Макаренко)

Оставался один способ призвать колонистов к порядку - силовыми методами. Но Макаренко понимал: держать в страхе целую ораву малолетних преступников ему не под силу. Он решился на отчаянный шаг: вызвал к себе местного «авторитета» Семёна Калабалина и попросил его съездить в город за деньгами на содержание колонии. Объяснил, что, если он не вернётся, остальным придётся сидеть впроголодь целый месяц. Выдал доверенность на получение денег, лошадь и, поскольку на дорогах было небезопасно, - свой пистолет. 

Макаренко рисковал не только остаться без денег на содержание колонии. Если бы Семён не вернулся - руководителя ждал расстрел. Но парень был глубоко тронут оказанным ему доверием и привёз назад необходимую сумму. Впоследствии Калабалин станет главным сподвижником Макаренко, а колония превратится в преуспевающее предприятие с собственной школой, фермой и цехами на несколько сотен рабочих мест. Позже Макаренко переведут в другое исправительное заведение неподалёку - Коммуну для беспризорников имени Ф. Э. Дзержинского. Там его таланты развернутся на полную: в коммуне будут не только школа, сельскохозяйственные угодья и высокотехнологичный завод, но и оранжерея, театральная труппа и собственный оркестр.

По официальным данным, из более чем трёх тысяч беспризорников, воспитанных под руководством Макаренко, ни один не вернулся в тюрьму. Многие выросли в квалифицированных рабочих, другие получили высшее образование и стали экономистами, управленцами и учителями. 

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ МАКАРЕНКО

1 принцип. Чувство дома. Вера в человека.

Антон Семёнович объяснял воспитанникам, что они здесь не заключённые, а хозяева. А значит, у них есть как свобода, так и ответственность. Можно сломать мебель, но её за тебя никто не починит. Можно порвать одежду, но, кроме тебя, её никто не зашьёт. Можно не рубить дрова и не кормить скот, но тогда все будут мёрзнуть и голодать. 

С 1921 года в официальных документах учреждение именуется «Колонией имени Горького». Философия писателя, основанная на бескомпромиссной вере в человека, легла в основу педагогической системы Макаренко. В стенах колонии было не принято вспоминать о прошлом детей. Макаренко не пытался никого «исправить», вместо этого он давал ребятам понять, что честная жизнь безопаснее, комфортнее и приятнее.

2 принцип. Авторитет воспитателя.

Макаренко был убеждён, что воспитывать можно только своим примером. Педагог может быть суровым и даже придирчивым, но если он горит своим делом и действует уверенно - ученики пойдут за ним. И наоборот: будь он сколь угодно приветлив и мил, но дела своего не знает - от учеников заслужит только презрение. Воспитатель должен видеть лучшее в ребёнке и не опускаться до мелочной опеки - иначе тот не сможет вырасти сознательной и свободной личностью.

«Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?» (А. С. Макаренко)

3 принцип. Справедливость

\Макаренко не верил в эффективность всепрощения. Он утверждал: хорошие поступки должны поощряться, а за дурные следует наказывать. Но наказание ни в коем случае не должно унижать человеческое достоинство. Единственная его функция - защитить других. 

«Наказание — очень трудная вещь. Она требует от взрослых большого таланта и осторожности». (А. С. Макаренко)

4 принцип. Труд

По системе Макаренко труд - основной инструмент воспитания. Но только вместе с образованием, нравственным и политическим развитием. Работа учит взаимодействовать с коллективом, дисциплинирует, развивает физически и даёт средства для жизни. Но очень важно, чтобы труд приносил реальную выгоду, а участники понимали, что и зачем они делают. 

Первым делом Антон Семёнович организовал натуральное хозяйство, чтобы колония могла прокормить себя. А уже через год были открыты первые заводские цеха. В Коммуне имени Дзержинского, которую Макаренко возглавил после работы в колонии, появилось предприятие по производству электродрелей. Позже завод начал выпускать фотоаппараты «ФЭД». Юные воспитанники Макаренко самостоятельно изготавливали все детали, включая линзы, при производстве которых нужно было соблюдать точность до микрона. Предприятие было не просто рентабельным: оно приносило государству хороший доход. Ребята получали зарплату на сберкнижку, так что к моменту совершеннолетия становились состоятельными людьми. Кроме того, они приобретали рабочие и организаторские навыки, которые помогали им уже в 16–18 лет становиться бригадирами и начальниками производственных линий.

Труд был обязателен для всех, но вид деятельности каждый воспитанник выбирал сам. Каждый был занят на производстве чего-либо, посещал секцию или кружок (например, участвовал в театральной студии или оркестре) и занимался общественно полезной деятельностью (вплоть до участия в отряде по борьбе с самогоноварением в соседней деревне). Ни от кого не требовали больше, чем было ему по силам, но и безделье не допускалось.

«В нашем обществе деловитость становится достоинством, которое должно быть у всех граждан, оно делается критерием правильного поведения вообще» (А. С. Макаренко)

5 принцип. Коллективизм

Макаренко был убеждён, что личность формируют не воспитатели, а круг общения. Воспитатель может влиять на коллектив, а коллектив, в свою очередь, будет влиять на каждого своего участника.  Вначале Антон Семёнович поделил колонистов на группы, соблюдая в каждой баланс, чтобы число лояльных детей было больше. Когда группа становилась сплочённой, к ней добавляли новичков. Ребята объясняли им местные порядки и ценности на своём языке, а воспитателям оставалось следить, чтобы их объяснения не выходили за рамки цивилизованного общения.

«Если есть забота о жизни и счастье другого — такие отношения будут всегда прекрасны» (А. С. Макаренко)

6 принцип. Самоуправление

Макаренко считал, что коллектив должен напоминать семью, в которой младшие учатся у старших, подчиняясь им. При этом он старался создать демократическое общество, в котором дети научатся и руководить, и слушаться. Система самоуправления состояла из общего собрания, где выбирали совет командиров, каждый из которых собирал комиссию, отвечающую за разные вопросы (санкомиссия, хозкомиссия и так далее). Макаренко регулярно собирал командиров, советовался с ними, выслушивал их пожелания и через них узнавал о нуждах коллектива.

«Вы воспитываете ребёнка в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома» (А. С. Макаренко)

7 принцип. Целеполагание

Макаренко понимал, что коллективу необходимы как глобальные, так и сиюминутные цели. По его теории перспективных линий, все цели делятся на три вида: 

  • Близкие перспективы — достижение которых принесёт радость уже сейчас. Например, залить каток, чтобы повеселиться, катаясь. В процессе исполнения этой цели появятся новые: наладить освещение, поставить скамейки, чтобы кататься стало ещё удобнее. 
  • Средние перспективы — радостные события, к которым надо готовиться на протяжении некоторого времени. Например, коллективная поездка на отдых после успешного завершения учебного года. 
  • Дальние перспективы затрагивают будущее всего учреждения. В современном менеджменте это та самая «миссия компании», которую принимает каждый участник рабочего коллектива, если он искренне любит свою работу. 

«Если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его организации» (А. С. Макаренко)

8 принцип. Дисциплина

Макаренко утверждал, что дисциплина должна быть осознанной: каждый должен понимать, почему нужно выполнять то или иное действие и как оно помогает всему коллективу. И конечно, она должна быть обязательной для всех — и для воспитанников, и для воспитателей. Бессмысленно требовать от других того, что не делаешь сам.

В коммуне действовали строгие правила: воспитанники должны были вставать в определённое время, умываться, носить установленную форму одежды, содержать в чистоте жилые и рабочие помещения. Многое было взято из армейской службы — ребята учились маршировать строем под оркестр, чтобы каждый участник коллектива ориентировался на товарищей.

«Дисциплина — это не метод и не средство воспитания, дисциплина — это результат воспитания» (А. С. Макаренко)

9 принцип. Эстетика

Макаренко был убеждён, что грязный и неряшливый человек не может отвечать за свои поступки. Поэтому он и другие воспитатели всегда ходили на работу в лучших костюмах, а одной из первых построек в колонии стала оранжерея, где воспитанники выращивали розы и хризантемы. Позже появились фонтаны, театральная студия и оркестр, ухоженные газоны и ровные асфальтированные дорожки. Создавая и поддерживая красоту вокруг себя, ребята учились ценить её, и старые привычки, вроде плевков на пол и сквернословия, отмирали сами собой.

«Детский коллектив должен жить красиво» (А.С. Макаренко)

10 принцип. Игра

При всей вере в эффективность трудового воспитания Макаренко призывал не спешить отрывать детей от игр. Ведь, играя, ребёнок познаёт мир, учится взаимодействовать с предметами, материалами, другими детьми, следовать правилам и проявлять творческую индивидуальность. Смущавшие многих «военные» порядки в заведении Макаренко на самом деле были игрой — все марши, салюты и «есть, товарищ командир» не навязывались насильно. Дети охотно принимали эти правила, чтобы чувствовать себя взрослее, серьёзнее и значительнее.

«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет (А. С. Макаренко)

Судьба системы Макаренко

Система Макаренко полностью соответствовала принципам марксизма-ленинизма: в ней был и коллективизм, и воспитание трудом, и «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Тем не менее в середине 1930-х годов её признали «несоветской» и фактически запретили. Макаренко предоставили выбор: отказаться от своей методики или покинуть пост управления коммуной. Он выбрал второе и остаток жизни посвятил писательскому труду. 

Почему методы Макаренко не устраивали руководство страны? Возможно, потому, что Антон Семёнович верил только в практику, отказывался следовать доктринам, созданным в отрыве от реальной работы с детьми, и открыто презирал пустую риторику и демагогию, без которых в те времена не обходилось ничего. Кроме того, Макаренко воспитывал сильных и волевых людей, которые умели думать, — не самые удобные качества для тоталитарной власти. Наконец, система Макаренко строилась на разумных правилах ведения хозяйства и экономики и просто была лучше, чем курс, принятый партией. А такие успехи не прощаются. 

В 1980-е годы на волне перестройки имя Макаренко вновь зазвучало в информационном пространстве. Несколько раз предпринимались попытки повторить его опыт, но безуспешно. Тогда правительство укрепилось во мнении, что без харизмы Антона Семёновича его система функционировать не может. Но зарубежный опыт доказывает обратное: например, в Японии приёмы из «Педагогической поэмы» активно используют в детских садах, приучая детей к труду и взаимодействию в обществе.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА

Категория: Методики и технологии | Добавил: Админ
Просмотров: 329 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]