Знакомим дошкольников со скульптурой
2023-Апр-17, 10:33

В развитии ребенка чрезвычайно важную роль играет искусство. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту. В результате растущий человек получает верные нравственные ориентиры, и его личность развивается гармонично. Искусство – это способ передачи информации и метод пробуждения прекрасного, призыв к благородным поступкам, актуализирует нравственные ориентиры. 

Особый вид изобразительного искусства - скульптура. Она обладает не только сюжетом, формой и цветом, но также объемом и глубиной. Скульптура – это объемное изображение, композиция в пространстве, поэтому общение с ней развивает пространственное мышление. Скульптура (от лат. вырезать, высекать)  передает богатство и многогранность человеческого образа, с его пропорция­ми, пластикой движения, мимикой, внутренним содер­жанием и настроением. 

Скульптуру разделяют на круглую и рельефную. Скульпту­ру круглую можно рассмотреть со всех сторон, обойти ее вокруг. 

Скульптуры делятся по величине и назначению: мону­ментальная, монументально-декоративная (парковая), станковая, скульптура малых форм.

 

Монументальная скульптура - монументы, памятни­ки, скульптурные ансамбли, имеющие общественное зна­чение и посвященные известным историческим событиям. Материал: камень, мрамор, бронза, сталь и пр.

Монументально-декоративная парковая скульпту­ра - это и фонтаны, и вазы, и разнообразные фигуры.

 

 

 

Станковая скульптура отличается соразмерностью человеку, передает индивидуальность пропорций, оттен­ки движений. Материал: дерево, гипс, мрамор, глина, керамика.

Это статуя (фигура во весь рост), бюст, полуфигура, голова, группа, ансамбль (несколько фигур, объединенных одним сюжетом, действием).

 

 

 

 

 

Скульптура малой формы (или малых форм) - вид станковой скульптуры.

Материал: воск, тина, фарфор, дерево, стекло и пр. Предназначена для украшения по­мещений разного назначения. 

 

Задачи ознакомления детей дошкольного возраста со скульптурой:

1. Воспитывать у детей интерес к скульптуре, береж­ное отношение к ней как произведению изобразительного искусства, эмоциональную отзывчивость.

2. Различать скульптуру малой формы и монументаль­ную.

3. Видеть образы животных и человека в скульптуре, характерные признаки внешнего вида, настроение, пони­мать содержание.

4. Выделять средства выразительности: объемную фор­му, характер движения, постановку фигуры, жест, выражение лица, ритм, расположение на подставке, фактуру поверхности, характер и настроение образов (человека, животных), выразительность материалов (дерево, фар­фор, стекло, керамика, кость и пр.). Видеть пластичность фигуры, ее мягкость, плавность, изящество движений, форму линий.

5. Познакомить с работой скульптора.

С детьми 4-5 лет можно проводить занятия по при­общению их к скульптуре, воспитываем интерес к ней, учить видеть знакомые образы (птиц, рыб, животных, человека), узнавать их, понимать содержание.

Детей 5-6 лет необходимо учить видеть выразительные средства, образ, созданный скульптором. Чем старше дети, тем глубже они начинают понимать замысел автора, ви­деть характер образа, его настроение (грустный, задум­чивый, усталый, веселый, хитрый, забавный).

Постепенно решая задачи по знакомству со скульпту­рой, у детей разовьется потребность в прекрасном, жела­ние самостоятельно рассмотреть, потрогать, найти ей место в группе (дома).

Этапы проведения работы с детьми по знакомству со скульптурой:

1. Изучить монументальную скульптуру своего района, города, выбрать ту, к которой можно провести экс­курсию с детьми или мимо которой они проезжают, проходят с родителями. Например, скульптуру, расположенную в парке, на площади. Если нет возможности проведения экскурсию (или в населенном пункте не скульптур), то совершить виртуальную экскурсию (посмотреть видео) - в Москуву на Красную площадь, где  дети увидят памятник Минину и Пожарскому (скульптор И.П. Мартос), на Пушкинскую площадь - памятник А.С. Пушкину (скульптор A.M. Опекушин), в Санкт-Петербург - памятник Петру I (скульптор Фальконе).

2. Узнать, планируют ли родители поехать с ребенком в места, где увидят скульптуры или посетят музеи, выставочные залы, художественные салоны.

3. Узнать, нет ли в населенном пункте скульптурной мастерской, где мож­но было бы познакомить детей с творчеством скульптора. Увидеть скульптора, его работы, мастерскую, поворотные станки, инструменты - это будет самым ярким впечатлением ребенка о скульптуре.

4. Попросить родителей принести из дома скульптуры малой формы. В один из объявленных дней организовать передвижную выставку скульптуры. Совместная работа воспитателя и родителей поможет показать детям разнообразие скульптуры, продолжить ра­боту дома, привлечь родителей к решению задач обучения и воспитания детей. В методическом кабинете ДОО организовать постоянную выставку имеющей­ся скульптуры малой формы, которая периодически будет использоваться на выставках в группе, на занятиях.

5. Системно проводить по ознакомлению детей со скульптурой занятия, творческие мастерские, ситуации общения и т.д.

В течение года в ДОО можно организовать самые различные выставки скульптуры малой формы:

  • Выставка одной скульптуры. Задача воспитателя привлечь внимание детей к образу, воплощенному в скульптуре, рассмотреть ее, потрогать, погладить, выразить к ней свое отношение, свой чувства, рассказать о ней.
  • Выставка скульптуры близкой по содержанию: пти­цы, собаки разных пород, детеныши разных животных, образы животных, образы человека, скульптурные композиции, сказочные образы и пр.
  • Выставка скульптуры разной по содержанию. Цель - показать многообразие тем, форм.
  • Выставка скульптуры из разных материалов (фар­фор, стекло, дерево, керамика, металл и пр.).
  • Выставка одного образа в скульптуре, рисунке, что­ бы показать разные средства выразительности.
  • Итоговая выставка, проводимая в конце года, по­священная знакомству со скульптурой.
  • Итоговая выставка, где скульптура является одним из видов изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, народная игрушка).

Скульптура рас­полагается так, чтобы ребенок мог ее хорошо рассмотреть со всех сторон: дать возможность обойти ее вокруг или поставить ее на поворотный станок, поворачивать так медленно, чтобы каждый увидел, как постоянно изме­няется фигурка, ее поза, она как бы оживает. Важно научить ребенка не только узнавать знакомый образ, но понять его суть, какой он, что скульптор в нем выразил (веселый, грустный, забавный и пр.).

Детей старшего дошкольного возраста научить видеть красоту материала, его выразительность: легкость, про­зрачность стекла, тонкие детали: иголки у ежа, острые зубы у крокодила, изящность фарфоровых изделий, теп­лоту дерева и пр. Рассмотреть с детьми движение, позу, жест, мимику, положение, определить, как, с помощью чего скульптор раскрывает содержание скульптуры, как она расположе­на на подставке, ее форму (круглая, удлиненная). Детям дошкольного возраста необ­ходимо потрогать скульптуру. Чем больше она вызывает положительных эмоций, тем больше ребенку хочется по­держать ее в руках, погладить.

Для ознакомления со скульптурой разработана после­довательность ее обследования (Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина). Выделены следующие этапы:

1. Целостное восприятие скульптуры:

- привлечь к ней внимание детей, вызвать интерес, положительное отношение;

- определить содержание скульптуры.

2. Анализ скульптуры:

- определить общий объем фигурки, дать словесное описание объемов, подержать ее в руках, в ладонях;

- пальцами выделить наиболее крупные части, по­трогать их, обвести, назвать, выделить движение, позу фигурки;

- кончиками пальцев почувствовать мелкие детали, фактуру поверхности: гладкая, колючая (иголки у ежа, шерсть у собаки, чешуя у рыбы и пр.).

3. Целостное восприятие:

- рассмотреть фигурку и определить ее выразительность;

- найти слова, которые наиболее точно характеризу­ют образ.

С.В.ПОГОДИНА предлагает следующую схему анализа:

Младший дошкольный возраст

1. Что вы чувствуете, когда смотрите на эту скульптуру?

2. Как вы думаете, какое настроение передано в скульптуре?

3. Для чего нужна эта скульптура? Где ее можно поставить?

4. Можно ли обойти эту скульптуру по кругу и рассмотреть ее с различных сторон или у нее только одна сторона?

5. Кто (что) изображено в скульптуре?

6. Какими вам кажутся герои этого произведения: большими или маленькими?

7. Что является самым заметным и главным в произведении? Какой образ?

8. Какие геометрические формы спрятались в произведении?

9. В этом произведении есть герои, которые кажутся движущимися?

10. А как можно было бы назвать произведение?

11. Понравилось ли вам произведение? Чем?

12. А хотели бы сами слепить что-нибудь похожее?

Старший дошкольный возраст

1. Что вы чувствуете, когда смотрите на эту скульптуру?

2. Как вы думаете, какое настроение передано в скульптуре?

3. Как вы думаете, какой характер у этой скульптуры?

4. Какие выразительные средства являются важными для этой скульптуры?

5. Можно ли обойти эту скульптуру по кругу и рассмотреть ее с различных сторон или она располагается на плоскости?

6. Эта скульптура относится к круглой скульптуре или рельефу?

7. Как сильно выступает рельеф над плоскостью?

8. Что (кто) изображен в скульптуре? Сколько персонажей в скульптуре?

9. Для чего создано это произведение? Почему вы так решили? Где можно встретить такую скульптуру?

10. Из какого материала выполнена скульптура?

11. Какой величины это произведение?

12. Это произведение является самостоятельным или частью чего-нибудь?

13. Используются ли другие виды искусства в скульптуре? Каково их значение?

14. Что является главным в скульптуре?

15. В какую геометрическую форму можно заключить это произведение?

16. Какие геометрические формы можно выделить в этой скульптуре?

17. Пропорциональны ли части произведения? Гармонично ли само произведение?

18. Если добавить (убрать) какой-либо элемент в скульптуре, что это изменит?

19. Повторяются ли какие-либо элементы в скульптуре?

20. Динамично или статично произведение? С помощью каких средств скульптор достиг этого?

21. Использованы ли в произведении контрасты? Где? Какие?

22. Реалистично или декоративно это произведение?

23. Используются ли декоративные элементы в скульптуре? Какие? Где?

24. К какому виду скульптуры относится это произведение?

25. К какому жанру относится это произведение?

26. Какую(ие) технику(ки) использовал скульптор?

27. Что является характерным для этого произведения?

28. Как вы думаете, а как называется это произведение?

29. А знаете, кто выполнил его?...

30. Понравилось ли вам произведение? Чем?

В течение года может быть проведено несколько занятий в зависимости от наличия объектов для ознакомле­ния — скульптуры малой формы, монументальной скуль­птуры. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по знакомству со скульптурой могут быть интегрированными. Цель занятий - познакомить детей со скульптурой, показать разные содержание, материалы, сред­ства выразительности, рассказать о работе скульптора. На первом занятии важно вызвать интерес к скульптуре, чув­ство восхищения этим видом искусства. На последующих занятиях подобрать скульптуру разную по содержанию или по материалам, или показать выразительность одного об­раза, или познакомить с разными жанрами (портретом, анималистическим), или познакомить со сказочными об­разами и пр. Например, рассмотреть собак разных пород. Рассказывая, дети выделяют характерные признаки, которые передал скульптор. «Собака породы колли лежит спокойно, будто отдыхает». «Очень красиво изогнута у со­баки спинка». «Собака сидит рядом, одна положила на спину другой лапы». Сравнение нескольких скульптур, выделение разных средств выразительности, помощь воспитателя ребенку лучше понять изображенный об­раз.

Организация выставок, проведение занятий по знаком­ству детей со скульптурой являются первым этапом в ра­боте с детьми старшего дошкольного возраста. Кроме того, эта работа продолжается в разных видах детской деятельности: на занятиях по развитию речи, наблюдении за природой, реализации проектов и пр. Дети рассматривают одну скульптуру или несколько, чтобы видеть выразительность одного образа, учатся сравнивать, находить характерные признаки, выделять определенные средства выразитель­ности (настроение, характер, внешний вид, движение, мимику и пр.).

Знакомство со скульптурой является частью творческой мастерской. Подби­раются такие образы, которые затем находят отражение в деятельности по рисованию (лепке, аппликации). Напри­мер, рассмотрев скульптуру фигурки танцующих людей, дети обращают внимание, как на одно из средств вырази­тельности, на движение, положение фигурки, движение рук, ног, направление фалд юбки, платочка и пр. Затем, когда они лепили скульптурку «Девочка танцует», каждый передал то движение, которое захотел, вспомнив те танцы, которые танцевали на музыкальных занятиях. Или, рассмотрев собак разных пород, дети потом ле­пили любое животное. В результате рассматривания вы­разительных образов появились в лепке детей новые темы, и каждому образу была дана характеристика: «Собака, грызущая косточку», «Кошка, греющаяся на солнышке», «Цирковая собачка», «Испуганный зайчик» и пр.

Перспективный план ознакомления детей со скульптурой

Младший и средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
Знакомство со скульптурой малой формы (образ человека в скульптуре малой формы, сказочные образы в скульптуре малой формы). 

Знакомство со скульптурой малой формы (животные, птицы: собаки раз­ных пород в разных позах, разные материалы; жанровые сцены: образ человека, выразительные средства).

Знакомство с мо­нументальной скульптурой, памятниками (памятники историческим личностям и деятелям культуры, военные памятники, памятники-символы, памятники-реалии).

 

Категория: Художественно-эстетическое развитие | Добавил: Админ
Просмотров: 501 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]