Бриколаж в образовании
2021-Янв-21, 08:51

Бриколаж – изначально бильярдный термин. В культурологию его впервые ввел основатель структурализма Клод Леви-Стросс. Он сравнил бриколажную логику с калейдоскопом. Бриколер, составляя новое образное единство и целостность на основе осколков прежнего опыта, словно рисует новую картину.В 2014 году о бриколаже заговорили в образовании. Открытый университет Великобритании каждый год выпускает доклад об инновациях в педагогике: технология была названа среди педагогических принципов для образования будущего.

Последний принцип звучит: «Бриколаж довольно интересный принцип в образовании. Он подразумевает использование для учебы любых предметов, устройств, кроме специально созданных инструментов вроде учебников. Также это эффективный метод обучения детей, потому что он подразумевает под собой элементы игры и креативного подхода».

Принципы бриколажа:

1.Брать то, что под рукой - использовать в другом качестве.

Прежде всего, в этом случае можно научиться видеть то, чего мы не видим на первый взгляд. Такие приемы хороши для формирования когнитивных умений (поиск и структурирование информации), развития креативности, нестандартного мышления. Есть даже специальный прием для развития навыков такого мышления - метод фокальных объектов, когда на «игровое поле» намеренно вбрасывается «странный объект», выделяются его свойства и качества, которые можно использовать на других объектах и в другом качестве. Например, составление заданий на функциональную грамотность чтения с использованием театральных и других билетов или составление заданий на функциональную грамотность чтения с использованием этикеток и упаковок.

2.Создавать новое из имеющегося старого. 

Это так называемый принцип повторного использования объекта, получающий сегодня распространение там, где уже реализуются идеи сетевого взаимодействия и учебных сообществ. Если у сообщества (класса, группы) есть место, доступное для всех участников, в котором публикуются и хранятся продукты учебной и педагогической деятельности, значит, рано или поздно кто-то посмотрит этот продукт с желанием использовать его полностью или частично, а, возможно, переделать под себя и под свои нужды. Этот принцип достаточно широко распространен. Не раз уже здесь запускались волны «повторного использования» на Scratch-мастерских (Е. Патаракин, Н. Яникова), по рисункам Google и возданию GIF-анимаций (А. Рожков, «Виртуальный хоровод») и др.

Пример бриколлажа: 

На столе предметы: палка, камень, веревка, слиток железа. Что их может объединять? Где мы можем оказаться? В какую историческую эпоху попасть? Поиск ответа: Первобытные люди на протяжении многих тысяч лет пользовались отдельно палкой и отдельно камнем. Но вот какому-то первобытному изобретателю пришла в голову
неожиданная мысль соединить эти предметы. Получился первый (очень грубый), но совершенно новый предмет – каменный топор, позволивший значительно увеличить производительную силу человека. А что со слитком железа?
Возможно камень (кусок руды) лежал близ огня или кто-то его туда бросил, он расплавился, когда огонь потух, застыл, и человек заметил, что получился очень прочный металл. Это ознаменовало начало наступление новой эры в истории человечества.

 

 

Категория: Организация предметно-развивающей среды | Добавил: Админ
Просмотров: 30 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]